Выставка картины И.К. Айвазовского «Осада Севастополя» 1854 г.
События Крымской войны 1853-1856 гг. нашли особый отклик в душе И.К. Айвазовского. Не по долгу службы, но по зову сердца художник несколько раз ездил в сражающийся, а затем в осажденный Севастополь. Иван Константинович общался с участниками сражений, делал зарисовки, чтобы на их основе создать картины, прославляющие героизм защитников города. Весной 1854 г. художник устроил выставку своих произведений в Севастополе. Она получила горячий прием в городе, охваченном войной, способствовала поднятию духа воинов.
Один из защитников Севастополя, мичман Иванов, писал родным из осажденного города: «Сегодня второй день, как Айвазовский открыл выставку своих картин: двух видов Синопской битвы, двух видов битв «Первас-Бахри» с «Владимиром» и пятый — вход «Владимира» с «Первас-Бахри» на буксире под парами в Севастополь. Перед этими картинами постоянно куча народа, в особенности из офицерства. Первая картина представляет начало [Синопского] сражения. Некоторые суда неприятельские только начали гореть, другие выброшены и, наконец, один фрегат взорван. «Картина чрезвычайно верно сделана» — это сказал Нахимов, герой Синопа. <…> Сам Айвазовский постоянно там и, вслушиваясь в толки, исправляет свои ошибки».
Мичман Иванов погиб, защищая Севастополь. Также погибли при обороне города старые добрые друзья художника адмиралы Корнилов и Нахимов, с которыми он был знаком еще со времен военно-морского похода к берегам Кавказа в 1839 году.
Из произведений, созданных художником в годы Крымской войны, в Феодосийской картинной галерее хранится небольших размеров холст «Осада Севастополя» 1854 г. Картина написана под непосредственным впечатлением от посещения города и включает в себя все пространство осажденного Севастополя: от Северной стороны до Херсонесского маяка и дальше, в открытое море. Городские строения на Центральном холме, освещенном вечерним солнцем, выписаны художником почти с документальной точностью. Хорошо видны форты на берегах, различима Корабельная слободка. О том, что идут активные военные действия, свидетельствуют многочисленные взрывы, дым от которых рассеялся в небе, фигуры воинов, среди которых хорошо различима группа пленных французов, идущих под конвоем.
В бухте видны верхушки мачт затопленных судов старого парусного флота, преградивших доступ вражеским кораблям к Севастополю.
Серебристо-сизые облака на горизонте, белые клубы пушечного дыма создают тревожное ощущение напряженности боя на подступах к Севастополю.
Картина «Осада Севастополя» правдиво повествует об ушедших событиях, являясь не только художественным, но и историческим достоянием.