Максимилиан Александрович Волошин
/1877-1932/

Поэт, художник, переводчик, критик М.А. Волошин родился 16 (28) мая 1877 г. в Киеве в семье юриста. Рано пробудился его интерес к творчеству. Он учился в московской и феодосийской гимназиях, затем в Московском университете (1897-1899) на юридическом факультете, но был исключен за участие в студенческих волнениях.
Когда М.А. Волошина спрашивали, кто же он: поэт или художник, он говорил: «Конечно, поэт и художник». Действительно, живопись была одним из главных его увлечений и, хотя он нигде не учился, прекрасно владел техникой живописи и прошел долгий путь художественного самообразования.
Начался этот путь в Париже, куда М.А. Волошин приезжает в 1901 году. В мастерской художницы Е.С. Кругликовой, натурных классах академии Коларосси, студии художников Уистлера и Стейнлена он постигает законы перспективы и композиции, осваивает различные живописные и графические техники. Весь заграничный период своей жизни, М.А. Волошин не расставался с альбомом и карандашами, несмотря на большую загруженность другой работой — художественной и литературной критикой.
Только в 1916 году, когда М.А. Волошин очередной раз приехал в Россию, и он по сути оказался заперт в Коктебеле, у него появился досуг для рисования. Коктебель создал из него художника. Не случайно Максимилиан Александрович любил повторять, что никогда, может быть, не стал бы художником, если бы не это удивительное место: «Оказавшись в Коктебеле, я воспользовался вынужденным перерывом в работе, чтобы взяться за самовоспитание в живописи». Много времени М.А. Волошин провел на этюдах в Коктебеле и его окрестностях, предпочитая работать гуашью и темперой; и постепенно приучился «к умеренности в употреблении красок и чистоте палитры», писать быстро и широко. Затем перешел на акварель, отдавая ей наибольшее предпочтение перед всеми другими техниками, считая ее лучшим средством для передачи своих творческих замыслов. В течение 20 лет, изо дня в день, М.А. Волошин писал акварели, писал всегда по памяти, оттачивая свое мастерство, пока они не приобрели законченную форму, удивительно лаконичную и емкую, ту красоту силуэта, плавность линий и гармонию цвета, которые так пленяют в его работах. Многие свои произведения М.А. Волошин подписывал стихотворными строками собственного сочинения, следуя традиции японских художников (в свое время искусство японских граверов глубоко поразило Волошина и сильно повлияло на его творчество). Волошин подчеркивал, что сочетание стиха и пейзажа в его акварелях «не параллельно, а иррационально».
Постепенно к Максимилиану Александровичу пришло признание. Одним из первых авторитетную оценку его творчеству дал Александр Бенуа, известный русский художник и критик: «… его работы имеют настоящее художественное значение… в них пленительная легкость сочеталась, с отличным знанием природы».
B.C. Маковский, редактор литературно-художественного журнала «Аполлон», характеризовал Волошина так: «Во всем, что он ни делает, скрывается разнообразная и изысканная эрудиция, направленная на все редкое и странное, строгая сдержанность форм и всегда неожиданная, очень личная точка зрения».
В настоящее время произведения М.А. Волошина входят в различные музейные собрания (в Феодосийской галерее их 127) и занимают достойное место в ряду других работ художников конца 19 — начала 20 веков.