Иван Константинович Айвазовский
/1817 - 1900/

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 г. в небогатой армянской семье. С детства он рисовал, играл на скрипке.  Благодаря помощи градоначальника Феодосии А.И. Казначеева поступил в  Симферопольскую гимназию, а по окончании ее,  в 1833 году, — в Императорскую петербургскую академию художеств. Учился в пейзажном классе профессора М. Н. Воробьева и батальном классе профессора А. И. Зауервейда.  Академию художеств он закончил в 1839 г. с большой золотой медалью.В 1840-1844 гг.  в качестве пенсионера Академии художеств жил и работал в Италии, где познакомился со многими видными деятелями русской и зарубежной культуры, много писал с натуры, посетил города Европы: Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию, побывал в Испании, Португалии и многих других местах. В 1843 г. на выставке во Франции ему была присуждена золотая медаль. Работавший в Италии в это время великий русский художник А.А.Иванов писал: «Айвазовский человек с талантом, воду здесь никто так хорошо не пишет». Признанным мастером И. К. Айвазовский вернулся в Россию в 1844 году. Российская академия художеств присвоила ему звание академика, а в 1847 – профессора живописи морских видов. В 1844 г. он становится живописцем Главного морского штаба России. Всемирную славу Ивану Константиновичу Айвазовскому принесли его батальные произведения, воспевающие подвиги российского флота, среди них: «Бой в Хиосском проливе» (1848), «Чесменский бой» (1848), «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892), «Малахов курган» (1893), «Осада Севастополя» (1854), «Десант в Субаши» (1880-е) и другие. Художник писал: «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изображать ее на полотне».  Был знаком со известными русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым.

Вершиной творчества И.К. Айвазовского, гордостью картинной галереи по праву считается работа «Среди волн» (1898), воплотившая величественный образ моря, полный жизнеутверждающей силы.

Иван Константинович Айвазовский оставил огромное творческое наследие – более 6 000 произведений. Он писал также портреты родных и близких, друзей, автопортреты, много работал над историческими, мифологическими и библейскими сюжетами. Но главные темы в творчестве И.К. Айвазовского – морские пейзажи и картины на тему бурь и кораблекрушений. Лучшие из них в  феодосийской коллекции — «Вечер в Крыму. Ялта» (1848), «Море. Коктебель» (1853), «Море. Симеиз» (1864),   «Буря на Северном море» (1865), «Кораблекрушение» (1876), «Восход луны» (1899) и другие.

Иван Константинович Айвазовский был кавалером многих отечественных и зарубежных орденов, членом пяти европейских Академий художеств: Римской, Флорентийской, Штутгартской, Амстердамской, Петербургской. Произведения художника экспонируются во многих музеях мира, значительная их часть находится в частных коллекциях.

С 1846 г. жил и работал в Феодосии, преподавал в созданной им художественной мастерской.  Он много сделал для развития родного города: благодаря его стараниям был реконструирован морской торговый порт, проведена железная дорога, построен водопровод, и в 1881 году он получил звание  почетного гражданина г. Феодосии.

Иван Константинович Айвазовский много занимался выставочной, общественной и благотворительной деятельностью. Он оказывал  материальную помощь нуждающимся актерам и сценическим деятелям, художникам и скульпторам,  пострадавшим от геноцида армянам, жителям Феодосии и др.  Был членом Российского Географического общества, членом совета Лазаревского института восточных языков в Москве, членом Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств, членом Общества изящных искусств в Одессе, Общества спасения на водах и др.

В 1880 г. Иван Константинович Айвазовский основал картинную галерею. Она была открыта 29 июля 1880 г. Дом художника стал центром культурной жизни края. Здесь побывали многие известные живописцы, музыканты, артисты, церковные и общественные деятели.

Иван Константинович Айвазовский умер в ночь на 19 апреля (2 мая) 1900 г., похоронен в родном городе. На надгробном памятнике высечено на русском и армянском языках: «Профессор Иван Константинович Айвазовский 1817-1900» и «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память». В оставленном  И.К. Айвазовский завещании сказано: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосия, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу». Согласно духовному завещанию И. К. Айвазовского (1900 г.)  галерея перешла в собственность города.

Портреты и мифологическая живопись в творчестве И.К. Айвазовского

Экспозиционный комплекс «И.К. Айвазовский из фондов галереи» представляет малоизвестные произведения художника: пейзажи, портреты, картины на библейские и мифологические сюжеты.

Художник-маринист И.К. Айвазовский в своем творчестве, наряду с пейзажем, неоднократно обращался и к жанру портрета. Эта сторона творчества художника мало известна и слабо описана и познакомиться с ней можно по преимуществу в феодосийской картинной галерее.

Портреты кисти И.К. Айвазовского по своим живописным достоинствам значительно уступают маринам маэстро, но представляют несомненный исторический и мемориальный интерес. В разные годы художник писал автопортреты, портреты родных и близких, друзей и знакомых, иногда по специальному заказу определенных институтов, организаций и обществ, но чаще для себя и своей семьи.

Нередко в своем творчестве  И.К. Айвазовский обращался к событиям Библейской истории. По просьбе верующих он писал иконы для местных феодосийских храмов. В них он старался запечатлеть главные, решающие эпизоды из жизни Христа. Излюбленными  и часто встречающимися у знаменитого мариниста были эпизоды, взятые из Нового Завета и  связанные с усмирением бури и хождением по водам Спасителя.

Армянин по национальности, И.К. Айвазовский неоднократно обращался к истории армянского народа и армянской церкви. Среди произведений подобного плана особое место занимают три работы из коллекции галереи: «Освящение Григорием Просветителем места закладки собора Эчмиадзина», 1892, «Католикос М. Хримян в окрестностях Эчмиадзина», 1895, «Святой воин», 1890-е.

И.К. Айвазовский с почтением относился к Эчмиадзину, и  написал несколько картин для главного храма армян всего мира, в том числе, полотно «Сотворение мира». Во время первой зарубежной командировки подобную работу, находясь в Италии, он подарил Ватикану. Безмерно счастлив был знаменитый живописец, когда его старший брат — Г.К. Айвазовский в 1874 году стал ректором Эчмиадзинской духовной академии. Гавриил Константинович  получил образование в монастыре св. Лазаря в Италии. Он обладал глубокими знаниями, был почетным членом многих зарубежных духовных академий и научных общественных организаций, написал на армянском языке «Очерк русской истории», был одним из составителей Большого армянского словаря, издавал журналы. В Эчмиадзине он получил сан архиепископа. Любящий брат написал посмертный портрет Г.К. Айвазовского в церковной одежде, с панагией на груди.

Кисти знаменито мариниста принадлежит портрет Мкртича Хримяна, известного армянского политического, общественного, религиозного деятеля, писателя. Мкртич Хримян родился в 1820 году, в г. Ване (Турция). В 1869 г. он стал патриархом армян Турции. В 1892 г. по взаимному согласию представителей армянского населения России и Турции и при поддержке царского правительства был избран католикосом всех армян. В 1895г. по приглашению И.К.Айвазовского католикос Хримян посетил Феодосию и провел службу в церкви Св. Сергия. В Феодосии он прожил 6 дней в доме И. К. Айвазовского, побывал в имении художника Шейх-Мамай, посетил армянский монастырь Сурб-Хач. Уважаемый гость благословил хозяина дома: «Я, Хримян Айрик, в одной руке — крест, в другой -библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ …Возьмем друг друга за руки и в оставшиеся наши годы поработаем на благо нашего бедного народа».

Памятник И.К. Айвазовскому

В любом альбоме, посвященном Крыму, краю с многочисленными историческими и культурными памятниками, обязательно найдется иллюстрация с видом на памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому в Феодосии. Памятник художнику воспринимается как логотип картинной галереи и, нередко, как визитная карточка города с 25-ти вековой историей. И это несмотря на то, что бронзовый монумент появился на феодосийской набережной относительно недавно, лишь в 1930 году.

Мысль о том, чтобы увековечить имя художника, зародилась сразу же после его кончины. С инициативой выступили феодосийские жители. Феодосийское Городское Общественное Управление обратилось к «образованному русскому обществу» с просьбой принять участие в сооружении памятника «одному из славных тружеников, тому, кто 60-летней непрерывной художественной деятельностью до самого конца, до последнего вздоха высоко держал знамя русского искусства».

Послание было одобрено: «С Высочайшего Государя Императора соизволения разрешено открыть подписку для сбора пожертвований на сооружение в г. Феодосии памятника профессору И.К. Айвазовскому».

Для феодосийцев организация по сбору денежных средств не была в новинку, в 1896 году в Феодосии был установлен величественный монумент Александру III, сбором средств руководил И.К. Айвазовский.

Используя совсем недавний предыдущий опыт, комитетом было распространено по всей империи 20 000 подписных листов, имеющих всего три графы (1 — имена и фамилии, 2 — рубли, 3 — копейки). В результате, собрали всего 12 тысяч рублей. Горожане не только вышли с предложением установить памятник, но и приложили немало усилий, чтобы задуманное осуществилось, внесли значительный денежный вклад:«Город ассигновал — 2 тысячи рублей, Земство — 2 тысячи рублей, некоторая сумма от граждан» Гейман В.Г. подробно объяснил ситуацию в своих воспоминаниях: «Первоначально планировалось, что художник будет изображен стоящим с палитрой в руках, охваченный вдохновением творчества. Местом установки памятника намечалась горка, расположенная на Екатерининском проспекте, но при имеющихся у комитета суммах соорудить такой грандиозный монумент, который был бы виден с большого расстояния, оказалось невозможным. По тем же основаниям отвергли место «мостик вздохов» и тут на воде пришлось бы ставить гигантскую фигуру, что комитету не по силам. Пришлось остановиться на площади у вокзала».

Идею феодосийцев поддержала Императорская Петербургская Академия художеств, среди мастеров искусства был объявлен конкурс. Победителем стал Илья Яковлевич Гинцбург(1859-1939).

И.Я.Гинцбург получил отличное образование. Творческие способности, проявившиеся еще в раннем возрасте, были замечены скульптором М.М. Антокольским. Чтобы юное дарование не загубило свой талант в глубокой провинции, он взял на себя заботу о нем, и с 1871 по 1878 годы. И.Я. Гинцбург жил в мастерской М.М. Антокольского. Закончив Академию, добившись успеха и признания М.М. Антокольский уехал в Италию, но всегда внимательно следил за успехами своего подопечного, не оставлял без покровительства, привлек к шефству И.Е. Репина. О том, как много значило внимание двух друзей можно судить по высказыванию В.В. Стасова: «Они работали вместе и учились вместе не только искусству, но и всему научному, что их интересовало, что казалось необходимым, вместе читали, вместе ходили по музеям». Вместе с И.Е.Репиным И.Я.Гинцбург путешествовал по Италии и Франции. Эти страны привлекали лучших художников мира благоприятной средой для творчества. И.К.Айвазовский отозвался о том, какие знания и опыт получают художники в Италии короткой фразой: «я предпочитаю день жизни в Италии месяцам на севере».

С 1878 по 1886 гг. И.Я.Гинцбург обучался в Академии художеств у Н.А. Лаверецкого, И.И. Подозерова, А.Р.Бока (преподавателя М.М.Антокольского). В 1885 г. он получил малую золотую медаль за статую «Фигура носильщика, несущего на одном плече тяжесть убитого зверя». Через год, получив звание классного художника 1-ой степени, уехал в Париж, в мастерскую М.М.Антокольского. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже за скульптуру «Маленький эквилибрист» молодой специалист был отмечен бронзовой медалью. Увенчалась успехом и совместная работа с учителем над памятником К.К.Гроту (1815-1897) — общественному деятелю, председателю общества инвалидов в России, автору азбуки для слепых.

К моменту получения заказа на памятник И.К. Айвазовскому, Гинцбург уже имел большой опыт работы над образами деятелей искусства, являлся автором памятников: Лермонтову М.Ю. в Пензе (1892), Пушкину А.С. в Днепропетровске (1901), Гоголю Н.В. в Полтаве (1911). В 1911 году И.Я. Гинцбург получил звание академика скульптуры. Большое внимание он уделял художникам, создав скульптурные портреты М.М.Антокольского, И.Н.Крамского, И.И.Шишкина,  В.В.Верещагина , В.И. Сурикова. К этой же серии относится скульптура «И.К. Айвазовский» 1898, выполненная еще при жизни выдающегося мариниста. И.Я. Гинцбург изваял его представительную фигуру в полный рост. Таким, в гражданском костюме, со скрещенными на груди руками, погруженным в свои мысли, Ивана Константиновича могли видеть друзья в выставочных залах Петербурга. Судя по сохранившимся фотографиям, автор точно знал, какой была излюбленная, характерная поза художника. Небольшого размера статуэтку, «обладающую тем не менее феноменальным весом», Илья Яковлевич «лично преподнес в дар музею», впоследствии с юмором вспоминал об этом эпизоде. Скульптура является собственностью феодосийского собрания, представляет художественную ценность, сведения об этой работе вошли в серьезное и значительное столичное издание — каталог «Русская скульптура».

Как видим, И.Я. Гинцбург не в первый «раз обращался к образу певца моря, он неоднократно встречался с И.К.Айвазовским, наблюдал его за работой. Получив заказ, добросовестный автор даже побывал специально в Феодосии, чтобы определить для себя размеры будущей работы, представить, как будет выглядеть памятник в городской среде. Тем не менее, он испытывал определенные трудности, так как весь творческий процесс предстояло провести без работы над натурой. Обладая тонким чутьем, острым зрением, великолепной памятью, он сумел восстановить в памяти образ И.К.Айвазовского и увековечить его в металле. Ваятель отказался от детализации, дал фигуру обобщенно, с большой свободой лепки.

И.К.Айвазовский вошел в историю искусства, как художник-романтик и было бы оправдано искушение скульптора вспомнить о молодом и красивом юноше из Феодосии, который покорил мир своим талантом. И.Я. Гинцбург отказался от образа, близкого к романтическому символу, принял решение изобразить умудренного опытом художника в момент творчества. Он представил знаменитого мариниста на склоне лет, сидящим в непринужденной естественной позе, с палитрой и кистью в руке и мечтательно устремленным вдаль взглядом. И.К.Айвазовский одет в традиционную для художников многих поколений просторную, с широкими рукавами рабочую блузу, не забыта даже такая подробность — рукав на левой руке для удобства перетянут выше локтя. Кроме внешнего сходства, которое бесспорно удалось передать, истинный ученик М.М.Антокольского, постарался отметить индивидуальное, пусть маленькую деталь, но свойственную только данному персонажу: воспроизвел характерное движение чуть откинувшейся фигуры художника. Движение заметно и на лице, где отображена работа мысли, и в подчеркнуто энергичном жесте руки, готовой написать на полотне «торжественное чудо», и в свободной постановке ног, с выступающим за пределы постамента носком модного ботинка. Внизу, в ногах, словно случайно оказался подрамник с натянутым холстом. Неподвижная скульптура получилась живой, отлитая в бронзе, она сохранила следы рук автора, с теплотой и симпатией относящегося к мэтру живописи, который самостоятельно, исключительно благодаря своему таланту и трудолюбию, достиг виртуозного мастерства и совершенства. Особенная ценность этого произведения и состоит в том, что оно создано современником И.К.Айвазовского. Спустя века даже самые талантливые скульпторы смогут запечатлеть только свое представление о художнике, свое восхищение, а И.Я.Гинцбург изобразил того человека, которого видел и знал.

Следует отметить, что материал тоже сыграл свою роль — придал большую значимость облику. И.Е.Репин советовал И.Я.Гинцбургу открыть свою литейную мастерскую, по какой-то причине автор на это не отважился, и наш памятник изготавливался в 1914 году в литейной мастерской при Петербургской академии художеств. На плите по центральному краю основания клеймо — «лъп. акад. И. Гинцбургъ» (сокращение традиционное, употреблялись надписи лъп. или лъпилъ), по левому краю основания клеймо: «отл. А. Моранъ Петрогр».

События Первой мировой войны помешали перевезти памятник на родину художника, а революционные беспорядки не позволили осуществить это мероприятие и в 1917 году, к столетию со дня рождения И.К. Айвазовского. Известно, что в 1917 году скульптура экспонировалась на выставке в залах Академии художеств.

И только в 1930 году памятник был установлен в Феодосии. К.Ф. Богаевский и Н.С. Барсамов предложили установить скульптуру не на привокзальной площади, как планировалось ранее, а перед домом И.К.Айвазовского.

Пьедестал был выполнен в кратчайший срок по проекту главного хранителя Симферопольской картинной галереи, П.И.Голландского, архитектора по образованию. Материал для него добывали под Лысой горой. Обработкой и установкой занимался известный феодосийский мастер камнетесных работ Фока Яни /1868-1940/.

На готовом постаменте заслуженно и оправданно прикрепили табличку с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

2 мая 1930 года, в день, когда отмечалось тридцатилетие со дня смерти Ивана Константиновича Айвазовского, состоялось торжественное открытие памятника. Почетными гостями были местные и республиканские власти, вдова художника — А.Н. Айвазовская, А.С.Грин, К.Ф. Богаевский и др. Наконец-то, был выполнен пункт, ежегодно вносимый Н.С.Барсамовым в годовой план галереи — «поставить памятник Айвазовскому».

Навсегда осталась перед фасадом дома фигура его хозяина. Спокойный взгляд маэстро обращен поверх толпы к морскому горизонту. Каждое утро он встречает рассвет, первые лучи солнца касаются его лица, легкий ветерок трогает бакенбарды, волосы, одежду.

Памятник вписался в окружающий пейзаж, «прижился», покрылся благородной патиной и стал неотъемлемой частью города, его достопримечательностью.