Выставка «Прекрасны вы, брега Тавриды». Русская гравюра 19 в.
В стендах представлены несколько гравюр из фондов Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского: литографии, выполненные художниками-граверами Н. С. Анискевичем, Исленьевым и Д. Кленовым, а также резцовые гравюры, автором которых являются Юлий Берндт и Бертрандт.
Некоторые литографии сделаны с произведений известного русского художника Никанора Чернецова (1805-1879). В 1834-1836 годах Никанор Чернецов состоял на службе художника в канцелярии генерал-губернатора М. С. Воронцова в Крыму, активно сотрудничая с немногочисленными в то время путешественниками и исследователями. В первый год своего пребывания в Крыму он десять дней прожил в «татарской избе» в Алупке и сделал множество рисунков и акварелей видов дворца графа Воронцова, а также знаменитых усадеб Южного берега — Артека и Ореанды графа Витта. В 1834 году Никанором было сделано наибольшее количество сохранившихся работ, тогда же он совершил поездку во внутренний Крым — в Бахчисарай. Его крымский багаж состоял более чем из трехсот рисунков, сепий, акварелей. К тому же известно, что, будучи в Крыму, он постоянно отсылал «виды масляными и водяными красками» князю А. И. Голицыну, княжне Юсуповой, М. Я. Нарышкиной.
Рисунки Н. Г. Чернецова впервые были литографированы в Париже, Вене и Петербурге. Особенно много литографий было сделано в Одессе. В печатной мастерской Александра Бигатти был издан альбом «Collection de 12 vues de la Crimee» (Odessa, 1836), без указания авторства рисунков. Литографом А. Бигатти по рисункам Н. Чернецова были исполнены иллюстрации к книгам «Перипл Понта Евксинского» Арриана, «Поездка к восточным берегам Черного моря» С. Сафонова, «История генуэзских поселений в Крыму» Н. Мурзакевич; иллюстрации к Одесскому альманаху за 1839 год. Позже рисунки с крымскими видами Н. Г. Чернецова были литографированы в одесской печатной мастерской Д. Кленова, а также художником-гравером Н. С Аничкевичем, одним из создателей Общества изящных искусств в Одессе.
На выставке представлены также несколько гравюр из «Альбома всех лучших видов Крыма». Издавался он дважды: в 1868 и 1883 году. В фондах Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского хранятся разрозненные гравюры, которые принадлежали, скорее всего, альбому 1883 года. Он был издан к столетию присоединения Крыма к России. Название на обложке – «Воспоминание о Крыме», а на титульном листе – «Альбом всех лучших видов Крыма». Оформление он получил нарядное: цельноколенкоровый переплет с золотым тиснением по корешку и верхней крышке, золотой обрез, форзацы муаровой бумаги, 27 гравюр на стали. Издатель – подданный Саксонии Эмиль Берндт (Emil Berndt , ? – 1908). Свой бизнес он начинал в родном Лейпциге, а с 1866 года обосновался в Одессе. Местом издания альбома указана Одесса, а напечатан он был в Лейпциге в типографии Германа Гизеке и Альфонса Девриен (известная ныне фирма «Giesecke & Devrient»). Это была одна из самых крупных немецких типографий для печатания ценных бумаг. Поскольку объемы производства идентичных банкнот велики, для их изготовления использовались стальные доски как самые износоустойчивые.
Гравюры на стали, украшающие альбом, были выполнены, видимо, теми же лейпцигскими мастерами, которые участвовали в изготовлении досок для печатания банкнот. Гравюры имеют подписи на немецком языке: Nach Photogr. gez. u.gest. v. Berndt u. Bertrand in Leipzig («По фотографии рисовали и гравировали Берндт и Бертрандт в Лейпциге») или Gez. Fessler. Gest. v. Berndt u. Bertrand in Leipzig («Рисовал Феслер, гравировали Берндт и Бертрандт в Лейпциге»). Один из резчиков, Берндт, видимо, сын издателя Эмиля Берндта Юлий.
Кроме 27 гравированных изображений альбом содержал 86 страниц текста, представлявшего географическое, историческое и этнографическое обозрение Крымского полуострова.