В этом году исполняется 130 лет со дня рождения Николая Степановича Барсамова (1892 -1976) — художника, заслуженного работника культуры, почетного гражданина города Феодосии. В Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского ежегодно в ноябре отмечается день его рождения. Не станет исключением 2022 год. Этой осенью мы представляем на нашей очередной виртуальной выставке 23 пейзажа художника, посвященные Феодосии. Это те произведения мастера, которые, на наш взгляд, особенно интересны местным жителям и гостям нашего города. Как мы знаем, излюбленным жанром художника был натюрморт, но он известен также как автор исторических и жанровых полотен, кроме того, он создал портретную галерею своих современников, серию крымских пейзажей, много работал в области интерьера.
Приехав в Крым в 1922 году сложившимся художником, Н.С. Барсамов уже через год возглавил Феодосийскую картинную галерею им И.К. Айвазовского, тем самым тесно связав свою жизнь с Феодосией и галереей. Феодосия хранила памятники средневековой старины – остатки башен и крепостных стен, гербы на камнях, монеты и осколки древней керамики. Поселившись на древней крымской земле, Н.С. Барсамов не мог не увлечься ее историей. В 1929 – 1932 годах участвовал в археологических раскопках на плато Тепсень в Коктебеле, результаты которых были обобщены в брошюре «Сообщение об археологических раскопках средневекового городища в Коктебеле». После Великой Отечественной войны написал очерк о Феодосии и ее истории. В 1953 году в Симферополе в издательстве «Крымиздат» вышла его книга «Феодосия: краеведческий очерк», неоднократно впоследствии переиздававшаяся. В этой книге читатель мог найти не только исторические сведения о прошлом Феодосии, но и описание современных туристических маршрутов.
Горячо любя город, ставший для него родным, Н.С. Барсамов много раз писал Феодосию. Его Феодосия — это современный город, раскинувшийся на берегу глубокого залива, город- курорт, город- труженик. На выставке представлены пейзажи города, написанные художником в послевоенные годы, в их числе, один из лучших — «Восход луны в Феодосии»(1948), очень музыкальная и поэтичная картина, написанная тонким, ровным красочным слоем. Печальная красота еще не отстроенного после войны города воплощена в размахе береговой излучины, в зелени тополей, уже высаженных жителями города на берегу, и синеве моря и неба. Художник уделил внимание нюансам, прекрасно передал сумеречный свет, воздух, розоватое спокойное море. Он зафиксировал тот момент, когда природа отдыхает, над морем тихо поднимается светлый диск луны. В серебристо-розовой тональности всего изображения выступают красноватая черепица крыш, легкая зелень, выросшая на руинах.
Рассматривая идеальную, продуманную композицию с видом на Лысую гору («Феодосия. Этюд», б/д), любуешься всем: и живописным нагромождением построек, и замечательными по рисунку деревьями, и красивым небом с легкими кучевыми облаками.
Очень гармонична по цвету работа «Утро в Феодосийском порту»(1958), выполненная в легкой голубой гамме: голубые оттенки доминируют и в изображении дальних гор, и моря, и неба, кажущегося безбрежным. Низкий берег, гладь залива, невысокие холмы, силуэт Тепе-Оба, — все это, плавно чередуясь, расположилось на длинном холсте, воспроизводящем панораму города и его окрестностей. Совсем по другому выглядит близкий по времени создания, изображающий почти тот же мотив пейзаж «Прибой у берегов Феодосии»( 1957). Особую динамичность этому произведению сообщает изображение волн, набегающих на песчаный берег, усыпанный валунами, написанных достаточно пастозно и энергично.
Нам очень дороги отдельные, не очень многочисленные работы художников, так или иначе связанных с Феодосией. По произведениям М. Иванова, К. Кюгельгена, Н. Чернецова, И.Айвазовского, К. Богаевского мы можем представить, как выглядел наш город в 18 – нач. 20 вв.
Н.С. Барсамов запечатлел современный ему город. На его работах мы видим Феодосию послевоенную, еще лежащую в руинах и постепенно возрождающуюся, как птица феникс, из пепла. В этих картинах нет ни любованья причудливостью развалин, ни чувства безысходности. В них — вера в светлое будущее.