На выставке, посвященной 132-летию со дня рождения Николая Степановича Барсамова (1892-1976) – исследователя творчества
И.К.Айвазовского, замечательного педагога, самобытного художника ибессменного директора галереи почти 40 лет (1923-1962)
И.К.Айвазовского, замечательного педагога, самобытного художника ибессменного директора галереи почти 40 лет (1923-1962)
представлено 45 его произведений: «Автопортрет»(1950) и натюрморты. Н.С. Барсамов как художник работал в разных жанрах.
Он писал портреты, пейзажи, исторические произведения, бытовые, но чаще всего он обращался к жанру натюрморта.
Один из ведущих искусствоведов Крыма Р.Г. Подуфалый считал его «выдающимся, едва ли не крупнейшим мастером крымского натюрморта».
Представленные на выставке работы были созданы в разное время. Самое раннее произведение — это «Натюрморт», который был написан
Н.С. Барсамовым еще в 1924 году (в 1923 году художник стал директором Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского).
На оборотной стороне картины рукой автора сделана надпись: «Этот натюрморт написан мною после длительного перерыва в
систематической работе (1918-1923), когда я стал на путь изучения русской и европейской классики. Вскоре мной был написаны
натюрморты «Скрипка» (Симф. к.г.), «Шкатулка» (Харьковск. к.г.), «Рубанки» (Астраханская к.г.)». Н.С. Барсамов, будучи сам
искусствоведом, хорошо знал, как сложно спустя много лет установить сведения, связанные с творчеством того или иного художника, и на
некоторых своих этапных работах делал подобные пояснения, при чем видно, что писались они позже, когда он подводил какие-то итоги в
своем творчестве. Подобную пометку имеет еще одна работа — «Натюрморт с фруктами на красном фоне»(1955), на оборотной стороне,
которой рукой художника сделана надпись: «Первый из последнего цикла натюрмортов, написанных на воздухе».
В центре экспозиции ранняя работа «Завтрак. Кофе»(1951). В картине заметна подчеркнутая выразительность форм: грани стакана и
бутылки, а также складки скатерти образуют последовательность вертикалей противопоставленных выгнутым очертаниям сахарницы и
кофейника. Натюрморт выполнен в едином достаточно темном колорите. «Натюрморт с айвой и персидским кувшином», написанный в
том же году, более естественен, цвет в нем чище и светлее. Эти особенности отличают лучшие натюрморты Н.С. Барсамова 50-х годов.
Таков «Завтрак. Свежие огурцы и рыба»1957 – светлый и веселый, где рядом с зеленым огурцом на белой тарелке – серебристая селедка, они
находятся непосредственно перед зрителем, на переднем плане тесно группируясь, не позволяя отвлечься. Прохладная зеленая плоть огурца
оживает в приглаженных скользких слоях краски, нож с массивной ручкой и тонким лезвием, как бы подчеркивает изображение.
Интересны и камерные натюрморты «Медный кувшин овощи и хлеб»(1958) и «Завтрак. Сало»(1965). Кувшин, хлеб, сало уравнены
между собой своей повседневностью и собраны в плотной композиции, создающей впечатление единства, цельности и своеобразного
достоинства. Самые обыденные предметы написаны художником очень реалистично, продукты безумно аппетитны, фрукты душисты,
Представленные на выставке работы были созданы в разное время. Самое раннее произведение — это «Натюрморт», который был написан
Н.С. Барсамовым еще в 1924 году (в 1923 году художник стал директором Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского).
На оборотной стороне картины рукой автора сделана надпись: «Этот натюрморт написан мною после длительного перерыва в
систематической работе (1918-1923), когда я стал на путь изучения русской и европейской классики. Вскоре мной был написаны
натюрморты «Скрипка» (Симф. к.г.), «Шкатулка» (Харьковск. к.г.), «Рубанки» (Астраханская к.г.)». Н.С. Барсамов, будучи сам
искусствоведом, хорошо знал, как сложно спустя много лет установить сведения, связанные с творчеством того или иного художника, и на
некоторых своих этапных работах делал подобные пояснения, при чем видно, что писались они позже, когда он подводил какие-то итоги в
своем творчестве. Подобную пометку имеет еще одна работа — «Натюрморт с фруктами на красном фоне»(1955), на оборотной стороне,
которой рукой художника сделана надпись: «Первый из последнего цикла натюрмортов, написанных на воздухе».
В центре экспозиции ранняя работа «Завтрак. Кофе»(1951). В картине заметна подчеркнутая выразительность форм: грани стакана и
бутылки, а также складки скатерти образуют последовательность вертикалей противопоставленных выгнутым очертаниям сахарницы и
кофейника. Натюрморт выполнен в едином достаточно темном колорите. «Натюрморт с айвой и персидским кувшином», написанный в
том же году, более естественен, цвет в нем чище и светлее. Эти особенности отличают лучшие натюрморты Н.С. Барсамова 50-х годов.
Таков «Завтрак. Свежие огурцы и рыба»1957 – светлый и веселый, где рядом с зеленым огурцом на белой тарелке – серебристая селедка, они
находятся непосредственно перед зрителем, на переднем плане тесно группируясь, не позволяя отвлечься. Прохладная зеленая плоть огурца
оживает в приглаженных скользких слоях краски, нож с массивной ручкой и тонким лезвием, как бы подчеркивает изображение.
Интересны и камерные натюрморты «Медный кувшин овощи и хлеб»(1958) и «Завтрак. Сало»(1965). Кувшин, хлеб, сало уравнены
между собой своей повседневностью и собраны в плотной композиции, создающей впечатление единства, цельности и своеобразного
достоинства. Самые обыденные предметы написаны художником очень реалистично, продукты безумно аппетитны, фрукты душисты,
цветы ароматны. Великий Паскаль писал, выражая почтительное недоумение перед тайной искусства: «Какая это странная живопись –
натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься».
Бережное и целомудренное отношение к натуре лежит в основе живописного метода Н.С. Барсамова. В своем зрелом творчестве мастер приходит
Бережное и целомудренное отношение к натуре лежит в основе живописного метода Н.С. Барсамова. В своем зрелом творчестве мастер приходит
к тому, с чего обычно начинают – к крайней непритязательности сюжета, его простой, естественной, без каких-либо привлеченных извне приемов
и эффектов, трактовке. Художника с годами все более привлекает ясность образа, материальность каждой живой формы, не подчеркнутая,
а подлинная жизненная поэзия. Среди натюрмортов 60-70-х годов большинство выделяются
крайней скупостью в отборе материала: картина может изображать кисть винограда, четыре головки чеснока и перец, или трех рыбок, или
несколько мидий, лежащих в небольшой тарелке. Бедный выбор предметов не разочаровывает: Н.С. Барсамов умеет сделать их на редкость привлекательными.
крайней скупостью в отборе материала: картина может изображать кисть винограда, четыре головки чеснока и перец, или трех рыбок, или
несколько мидий, лежащих в небольшой тарелке. Бедный выбор предметов не разочаровывает: Н.С. Барсамов умеет сделать их на редкость привлекательными.
«Персики с татарским кувшином»(1968) приближенны к зрителю до возможности чуть ли не осязать их, воспринимая и упругость, и аромат плодов.
Эти натюрморты отличаются светлым пленэрным колоритом и разнообразием приемов, используемых художником для изображения
каждого из объектов: тяжелыми и плотными мазками написаны крепкие яблоки, втертыми – бархатистые персики, разбросанными – виноград.
Иногда Н.С. Барсамов использует фактуру холста, например, чтобы передать шероховатую поверхность клубники «Клубника и плетеная корзина»(1973), иногда
каждого из объектов: тяжелыми и плотными мазками написаны крепкие яблоки, втертыми – бархатистые персики, разбросанными – виноград.
Иногда Н.С. Барсамов использует фактуру холста, например, чтобы передать шероховатую поверхность клубники «Клубника и плетеная корзина»(1973), иногда
мазок его становится пастозным, чтобы изобразить неровность кожуры или лепестков роз «Гранаты» (1970),
«Розы в хрустальной вазе» (1957). В итоге достигается замечательно верное живописное изображение плодов и ягод, без натуралистического копирования их.
«Розы в хрустальной вазе» (1957). В итоге достигается замечательно верное живописное изображение плодов и ягод, без натуралистического копирования их.
Разнообразие красок, богатство даров, представленных на выставке, передают любовь художника к крымской земле, которую он считал родной.