Рождественская выставка «Зимние пейзажи из коллекции ФКГА»

Рождество в России празднуется после встречи нового года, с обычаем наряжать зеленые, нарядные душистые елочки и встречать, как в далеком детстве, сказочных персонажей -Деда мороза и Снегурочку. Но художники о каких пойдет речь, отдав дань религиозным традициям, воспевают красоту и чистоту зимы- с заснеженными деревьями и дорогами, нежными неяркими красками; в разных уголках мира находя особенные, неповторимые черты.

Бережной Николай Федорович (1938-2015) — художник-живописец, график.

Родился 24 июля 1938 года в селе Матвеево, Краснодарского края, вырос в станице Гиагинской.

В 1952-1957 годах учился в Краснодарском художественно-педагогическом училище, в которое поступил по рекомендации учителя Гиагинской школы. После окончания училища работал учителем черчения и рисования в Кемеровской области, в оформительской мастерской управления торговли в Краснодаре, в отделении Художественного фонда в Омске.

В 1963 году стал кандидатом, а через год — членом Союза художников СССР. К тому времени он уже обзавёлся семьей. Однажды заболел сын, долго не выздоравливал, и врачи посоветовали сменить климат. В 1971 году переехал в Николаев, в котором в это время создавалась областная организация Союза художников. С 1972 по 1991 гг. был её председателем и постоянным участником областных, республиканских, международных и персональных выставок.

Богаевский Константин Федорович (1872-1943) – живописец, акварелист, литограф, признанный мастер исторического пейзажа. Его творчество тесно связано с древней землей восточного Крыма, с родным городом Феодосией. Он глубоко чувствовал и понимал скупую неповторимую красоту этих мест, и стал, по образному выражению М.А. Волошина, «голосом этой древней земли».

К.Ф. Богаевский родился в Феодосии. В 1891 г. поступил в Петербургскую Академию художеств. Из шести лет, проведенных в ней, наиболее плодотворными для него были годы учебы у А.И. Куинджи, который с 1894 г. руководил пейзажной мастерской. Путешествовал по Греции, Италии, Германии, Франции. Жил и работал в Феодосии. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Много путешествовал по Крыму, где кроме восточного побережья его привлекал юго-запад – Бахчисарай и его окрестности. Уже в дореволюционные годы творчество К.Ф. Богаевского получило большую известность, как в России, так и за рубежом. В начале 1920-х годов К.Ф. Богаевский работал в художественных мастерских при картинной галерее, а с 1923 г. по заданию КрымОХРИСа фиксировал исторические и культурные памятники Крыма. К середине 20-х гг. он достиг в рисунке и акварели «предельного совершенства полного зрелого мастерства» (А. Габричевский).

Конец 1920-1930-х годов – время работы над большими акварелями – картинами, которые он писал в мастерской без натуры. В 1922-1923 гг. К.Ф. Богаевским был создан альбом автолитографий, включавший 20 исторических пейзажей Крыма. В начале 1930-х гг. К.Ф. Богаевский обратился к индустриальному пейзажу. Он побывал во многих промышленных центрах страны: на Днепрострое, Донбассе, на нефтяных промыслах в Баку, на заводе «Азовсталь». Цикл индустриальных пейзажей К.Ф. Богаевского стал значительным явлением в советской живописи 30-х годов. Свидетельство признания таланта художника – присвоение ему в 1933 г. звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Исторические полотна К.Ф.Богаевского 1930 – начала 1940-х годов отмечены возвышенным строем мыслей и чувств, яркостью и содержательностью образов. Синтезом длительных творческих исканий стали произведения «Планерная бухта», «Горный пейзаж» (оба 1930-е). «Романтический пейзаж» (1939) изображает спокойную, величавую, одухотворенную и идеализированную природу. Начало Великой Отечественной войны застало Богаевского в Феодосии. Он не стал покидать родного города и продолжил работу. Художник трагически погиб во время бомбежки в Феодосии 17 февраля 1943 года.

В собрании Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского 504 произведения К.Ф. Богаевского (живопись, графика). Это самая большая в мире коллекция произведений художника.

Бутрова Мария Николаевна (1905-1989) — живописец, график и книжный иллюстратор.

Родилась 11 марта 1905 года, Санкт-Петербург. Училась во ВХУТЕМАСе (Петроград, 1918—1920 гг.) у художников В. В. Лебедева и В. И. Денисова; в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН, 1922—1927 гг.), на монументальном отделении у К. С. Петрова-Водкина. Участница выставок с 1926 года. В 1930-е годы, под руководством В. В. Лебедева, работала в мастерской по росписи тканей. С 1939 года — член секции графики ЛОССХ Союза художников СССР. Как иллюстратор работала в детской книге с 1931 года, сотрудничала с детскими журналами «Ёж», «Чиж», «Мурзилка», с издательствами Детгиз, Учпедгиз и Лениздат. С 1936 года в Экспериментальной печатной мастерской ЛОССХ художница работала с литографией, другими графическими техниками. Со временем основным жанром в творчестве М. Н. Бутровой стал пейзаж, чему способствовали её многочисленные поездки на север СССР (Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень).

Произведения М.Н.Бутровой хранятся в Государственном Русском музее, Отделе эстампов Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, Красноярском государственном художественном музее имени В. И. Сурикова и других музеях.

Заузе Владимир Христианович (1859-1939) — живописец-акварелист, график.

Родился 18 мая 1859 в городе Санкт-Петербург. В 1870-1879 годах учился во Владимире, Строгановском училище в Москве, с 1893 года — член Товарищества южнорусских художников, один из основателей Общества художников имени К. К. Костанди; преподавал в учебных заведениях города Дубна (Ровенская область), Николаеве (1880-1885), Одесском коммерческом училище (1885-1919), Одесском художественном институте. Наиболее известны его работы: «В полдень. Падающие тени» (1904), «Большой фонтан» (1919), «Лес. Дерево над рекой» (1923), «Лес на берегу реки» (1924), «Зима на Украине» (1935); «Баррикады. 1905» (1925), «Чумаки» (1929); «На страже советских границ» (1931).

Ковалев Вадим Александрович (1939 г.р.) – график.

Родился 17 июля 1939 в с. Бабстово (Еврейская АО).Учился в Московском народном институте (1968-1973) у К. П. Савкевич, дипломная работа — киноплакаты (темпера, гуашь) к фильмам «Ради жизни на земле», «В бой идут один старики» и др. Известен как автор графических циклов: серии: «Ленинград» (1977—1978), «Спорт» (1978—1980), «Мекка лыжного спорта город Кировск» (1980—1982), «Яхты» (1981—1982) и др.

Выставки работ художника проходили в 1978, 1979, 1980, 1982 (Ленинград), 1979 (Ереван). Его произведения хранятся в Государственном музее истории Ленинграда.

Кругликова Елизавета Сергеевна (1865-1941) – художник-график.

Родилась в Санкт-Петербургe в 1865. Закончила Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры, училась в Париже в 1908-1914 гг. Участвовала в выставках: «Мир искусства» (1900, 1911-1917), «Союза российских художников» (1908-1909), «Коммуны художников» (1920-е гг.), «Жар-Цвета» (1924-1928), «Первого Издебского салона» (1909-1910), «Художников РСФСР за 15 лет» (1932 – 1933).

Преподавала в собственной студии в Париже, «Acadеmie de la Palette», «Пролетарской художественной студии», Высшем художественно-техническом институте( 1918-1929). Жила и работала в Ленинграде.

Пискарев Николай Иванович (1892-1959) — график, живописец, скульптор.

Родился в 1892 (г. Бежица Орловской губернии).Учился в Строгановском училище технического рисования в Москве (1903–1916), сначала в скульптурном классе, а затем — в графической мастерской С. С. Голоушева (С. Глаголя).

Жил в Москве. Занимался станковой и книжной графикой, выполнял книжные иллюстрации, заставки, буквицы, разрабатывал проекты экслибрисов. Много работал в техниках ксилографии, линогравюры, акварели, гуаши, пастели. Выполнил цикл архитектурных видов Москвы и Петрограда (1911–1914; цветная линогравюра), серию рисунков с видами Феодосии (начало 1920-х; акварель, гуашь, темпера). Сотрудничал в Государственном издательстве, издательстве Academia и других. Создал иллюстрации к книгам «Анна Каренина» Л. Н. Толстого (1930–1932), «Повести Белкина» А. С. Пушкина (вторая половина 1930-х), «Конёк-горбунок» П. Ершова, «Домби и сын» Ч. Диккенса, «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо и многим другим.

Участвовал в выставках Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919), Московского товарищества художников (1922), общества «Жар-цвет» (1924–1926), «Гравюра СССР за 10 лет» (1927), «Цветная ксилография. Ее приемы и возможности» (1929) в Москве, общества экслибрисистов («Русский книжный знак в гравюре», 1925, 1926), «Русская ксилография за 10 лет» (1927), «Художественный экслибрис» (1928) в Ленинграде, юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1934) и других. Экспонент международных выставок «Искусство книги» в Лейпциге (1927), «Современное книжное искусство» в Кёльне (1928), выставок гравюр в Филадельфии (1929, 1930, 1931), «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), выставок русского искусства в Амстердаме, Риге, Винтертуре (все — 1929), США (1929, передвижная: Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт), Берлине, Данциге, Стокгольме (все — 1930), Йоханнесбурге (1931, 1932–1933), Кенигсберге (1932).

Преподавал на наборно-типографическом и книгопечатном отделении полиграфического (графическо-печатного) факультета Вхутемаса — Вхутеина (1921–1930). Как педагог и художник оказал значительное влияние на развитие советского полиграфического искусства (наряду с В. А. Фаворским).

Произведения Пискарёва находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

 

Н.Ф. Бережной. Тишина. 1978 г. Бумага, акварель, пастель.

К.Ф. Богаевский. Феодосия зимой. 1940-е гг. Бумага, акварель.

М.Н. Бутрова. Храм Дружбы. Павловск. Бумага, цв. литография.

В.Х. Заузе. Зима. 1936 г. Бумага, офорт, акватинта.

В.Х. Заузе. Зима на Украине. 1935 г. Бумага акватинта.

В.А. Ковалев. Паланга. 1990 г. Бумага, акварель.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://feogallery.org/wp-content/uploads/2018/02/about.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 450px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}