Выставка одной картины А.П. Боголюбова (1824-1896).
Город у моря

К 200-летию со дня рождения, к 10-летию Крымской весны
Алексей Петрович Боголюбов (1824 — 1896) называл себя моряком-художником. И неспроста: вся его жизнь была связана с морем и живописью. Как многие будущие маринисты, такие как: А.К. Беггров, А.В. Ганзен, Р.Г. Судковский, Н.Н. Дубовской, он начал свою карьеру морским офицером. В 1841 году он окончил Морской кадетский корпус, но еще, будучи кадетом, А.П. Боголюбов уже занимался живописью. Он много путешествовал, что дало ему возможность наблюдать океаны и корабли во всей их красе, плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Джозефа Уильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Брюлловым. В 1848 году рисунками молодого художника заинтересовался президент Академии художеств Максимилиан Лейхтенбергский, находившийся вместе с А.П. Боголюбовым на пароходе «Камчатка». По протекции президента Академии художеств, он поступил учиться живописи. В 1853 году А.П. Боголюбов, закончив Академию с большой золотой медалью, был освобожден от военной службы, стал художником в Главном морском штабе и отправился в заграничную командировку. Перед путешествием живописец получил от императора Николая I заказ на семь больших картин, посвященных истории Крымской войны (1853-1856 гг.).
Стремясь к наиболее точному изображению недавних битв, в 1856 году Алексей Петрович посетил Константинополь, побывал на Дунае и в Синопе, где создал множество этюдов с натуры для будущих картин. В Синопе Боголюбов пробыл почти месяц, нарисовал и написал его «со всех сторон», вернулся оттуда «с хорошим запасом этюдов и чертежей», готовясь выполнить царский заказ, изобразить главное морское сражение Крымской войны – Синопский бой. Сам А.П. Боголюбов писал о своей работе: «Синопский рейд произвёл на меня сильное впечатление… Диспозиция наших судов мне была известна из реляции, а потому я должен был обратиться к изысканию пункта для картины. На это у меня ушло около недели. Я решил взять точку с первой батареи, откуда, хотя и немного с птичьего полёта, вправо виднелся город с его затейливыми башнями, стеною, как бы текущею прямо в воду, и синеющею далью гор, окружающих бухту». Именно этот «город с его затейливыми башнями, стеною, как бы текущею прямо в воду» мы видим на картине «Город у моря» — единственном живописном полотне этого прославленного мариниста в коллекции Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского. Среди «хорошего запаса этюдов» для нас особенно интересна именно эта работа, легшая в основу композиции великолепной картины «Синопский бой» (1860), которая стала главным итогом этого путешествияи была приобретена, как и все произведения художника, посвященные Крымской войне, Александром II. Н.С. Барсамов в статье, посвященной А.П. Боголюбову в книге «Море в русской живописи» писал об этом небольшом произведении: оно « в сущности, не является этюдом в нашем обычном представлении, так как на холсте размером 50х75 см художник изобразил всю Синопскую бухту, детально проработав структуру каменистых гор, городские постройки, черепицы на крышах домов. Все выполнено с предельной четкостью и мастерски пролеплено плотным, как бы эмалевым слоем краски». В этой работе есть черты, напоминающие пейзажи А. Ахенбаха, в мастерской которого в Дюссельдорфе А.П. Боголюбов до этого работал почти два года. Выполнен он очень тщательно и добросовестно с натуры. А.П.Боголюбов не случайно называл себя пейзажным натуралистом. Работа на пленэре стала для него важнейшей уже в 1850-е годы, со времени пенсионерской поездки в Европу, и оставалась таковой до конца дней художника. В этом пейзаже А.П. Боголюбов использовал ранее известные ему приемы, изображая природу со всей строгостью академических требований, но в тоже время максимально достоверно передавая многочисленные компоненты пейзажа. Необыкновенно живо и трепетно написаны облака, что свидетельствует об исключительной наблюдательности художника. В работе достаточно реалистично дано изображение зеркальной поверхности моря, с неровностями, обозначающими отмели и отражающимися в ней берегом и постройками, лодками. Пейзаж А.П. Боголюбова скромен по колориту, построен на сочетании буро-коричневых и лиловых тонов. Видимо, живописной стороне работы художник уделил значительно меньше внимания, чем точности и детальности изображения.
Сопоставляя творчество лучших маринистов своего времени, П.Н. Ковалевский писал: « Калам и Айвазовский – художники-поэты; Ахенбах и Боголюбов – реалисты. У первых как бы поэтическое воспоминание о природе; у вторых – неукоризненно верная передача ее явлений».

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://feogallery.org/wp-content/uploads/2018/02/about.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 450px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}