И.К. Айвазовский. «Чесменский бой» 1848 г.
К Дню Неизвестного Солдата
Гордись, любимая держава!
Мы чтим победы всех веков!
И память Чесмы – наша слава –
На гюйсах русских моряков!
Андрей Степанов
Как истинный патриот Иван Константинович Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных славной боевой истории русского военно-морского флота. Исполненные в разные годы, они являются свидетельством глубочайшего восхищения прославленного мариниста доблестью русских моряков.
Выдающейся победе русского флота в русско-турецкой войне 1768-1774 годов посвящена картина «Чесменский бой» (1848).
После Хиосского сражения 24 июня (5 июля) 1770 г. турецкий флот, укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, был уничтожен русской эскадрой, которой командовал адмирал Г.А. Спиридов под руководством главнокомандующего графа А.Г. Орлова.
Битва происходила у анатолийских берегов. Чтобы достичь их, корабли русского флота пересекли Балтийское и Северное моря, прошли через Ла-Манш и Атлантический океан, затем Средиземное море, обогнув Францию, Испанию, Италию, Грецию. По тем временам это плавание само по себе было подвигом.
Силы были неравны – 26 русских кораблей сражались против 63 турецких.
В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д.С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. В Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля) 1770 г. турецкий флот был уничтожен. С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10000 человек.
После Чесменского боя адмирал Григорий Андреевич Спиридов докладывал Адмиралтейству: «… честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, … в пепел обратили…, а сами стали быть во всем Архипелаге… господствующими».
Это была беспримерная в истории морских сражений победа. В память о ней была выбита медаль с изображением горящего турецкого флота и надписью: «Былъ». Граф Алексей Орлов, командовавший эскадрами, получил титул Чесменского и орден Святого Георгия I степени, адмирала Спиридова удостоили ордена Святого Андрея Первозванного. В Царском Селе Екатерина II велела воздвигнуть памятник этой битве – Чесменскую колонну. Она и сейчас горделиво возвышается посреди Большого пруда. Ее мраморный ствол завершает аллегорическая скульптура – двуглавый орел ломает мраморный полумесяц.
В картине «Чесменский бой» (1848) Айвазовский сумел прекрасно воплотить пафос победы русских моряков. Это одно из наиболее ярких батальных произведений художника в собрании Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского. Убедительно и достоверно он воспроизвел картину морской битвы: взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, слева на переднем плане изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа – темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане — освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от вида ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков.
Весь живописный строй этого произведения создает впечатление, что и сам художник, работая над ним, переживал упоение битвой, в которой русскими моряками была одержана блестящая победа, поэтому, несмотря на ожесточенность сражения, картина оставляет мажорное впечатление.