К 148-летию со дня рождения
Алексей Васильевич Ганзен (1876-1937) уже в начале своего творческого пути видел себя маринистом. Как и его знаменитый дед – Иван Константинович Айвазовский, он был предан теме моря, как и Айвазовский, писал море в различных его состояниях, а также виды побережья, морские сражения, серии работ из истории российского флота. Вместе с тем, его творчество, впитавшее достижения современной живописи, носило самобытный характер.
Картины Ганзена пользовались большим успехом. Алексея Васильевича любила публика и хвалили критики: «Он чувствует море и любит его. При этом он усердный и упорный работник, который не удовлетворяется легкими, внешними эффектами. Почти круглый год он находится в tête-à-tête с морем, то в Крыму, то в Бретани, то в Нормандии, то в Голландии, то в Италии, изучая жизнь и капризный рисунок морских волн и морских далей, то смеющихся и ласковых, то нахмуренных, взбаламученных и грозных… При его несомненном таланте, и при таком серьезном отношении к труду, можно уверенно сказать, что из г. Ганзена выработается крупный, достойный его деда маринист. Уже и теперь я не знаю из русских изображений моря ни одного, кто мог бы с ним потягаться. Ганзен поэт и труженик в то же время. Его вода прозрачна и зыблется, суда и лодки в ней сидят и колышутся, а не похожи на безжизненные куски дерева, вставленные в желе или вату, как это часто случается у некоторых маринистов». (Яковлев И. Из парижской жизни// Новое время.1910. 11 апреля)
В основе произведений Алексея Васильевича Ганзена лежат многочисленные этюды, выполненные на пленэре, точные зарисовки кораблей, тонкое знание морской стихии. Особенность картин Ганзена в том, что в них ощущается чувство глубины и ширины, они объемны. К тому же они отлично выполнены, детально выписаны, мастерски отработаны. Расставляя колористические акценты, художник передавал различные состояния природы, с помощью светотени добавляя звучности и контраста своим образам. В результате он сформировал характерный стиль, где сплелись романтический взгляд на природу и техническая точность в передаче военных кораблей. Его манере присущи легкая кисть, полупрозрачная живопись с применением лессировок. Именно так написано живописное полотно «Море», находящееся в собрании Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского.
Монументальный пейзаж «Море» — это динамичный образ морской стихии, где трактовка природы лишена будничности и прозаичности. Художник изобразил часть причала, выступающего в море, оливково-бурые волны, с неимоверной силой обрушивающиеся на него и стекающие по бокам. Автору хорошо удалось передать непрекращающееся ни на минуту непрерывное движение воды, ее бурление и прозрачность. Слева параллельно нижнему краю картины изображен еще один причал. Над ним вздыбилась огромная оливково-желтая белопенная волна. В сером небе кружат белые чайки, дополняя образ бескрайнего, вольного простора.
В картине «Море» А.В. Ганзен предстает лириком и утонченным колористом, мастерски передающим завораживающий ритм накатывающихся мощных валов, сложную игру света на движущейся поверхности воды.