«Киммериан печальная область…». К 150-летию со Дня рождения К.Ф. Богаевского(1872 – 1943)

24 января 2022 года исполняется 150 лет со Дня рождения нашего прославленного земляка, заслуженного деятеля искусств РФСР, замечательного,   художника – пейзажиста Константина Федоровича Богаевского (1872 – 1943), посвятившего свое творчество Крыму. Этому юбилею приурочена виртуальная выставка «Киммериан печальная область», на которой  представлены  произведения художника из фондов Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского. В  картинах К.Ф. Богаевского образ крымской природы получил героико – эпический, монументальный характер. Его пейзажи, посвященные в основном  восточному Крыму, «Киммерии», как называл эту землю художник вслед за древними греками, отличаются особым своеобразием, присущим только творчеству  этого художника. Выражается оно в живописно – образной форме и в том, что К.Ф. Богаевский в отличие от других  живописцев, писавших крымский пейзаж, обратился к историческому прошлому полуострова. Древняя земля Крыма с детства привлекала к себе  внимание художника и стала основным мотивом его творчества. « Древние греческие поэты и историки, — писал К.Ф.  Богаевский, — говоря о  Крыме, называли его легендарным именем «Киммерия» — по имени обитавшего здесь когда-то народа Киммерийцев. «Киммериан печальная область…» — так именует наш край Одиссей. В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величественный и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, с своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…».

Пейзажи К.Ф. Богаевского всегда проникнуты идеей, большой темой – это история древней земли, которую художник читает вокруг себя. На первый взгляд в его произведениях нет картин знакомого нам восточного Крыма, какие мы привыкли видеть в работах других живописцев. Но при более тщательном знакомстве с произведениями К.Ф. Богаевского чувствуешь, как глубоко проникает пытливый взгляд художника вглубь времен, и ему удается передать  характер романтической и величавой родной для него природы. Это отличие его пейзажей от произведений других художников, посвященных Крыму, заметил С.Н. Дурылин, он писал:  « Богаевский – вырос в Крыму, немыслим без Феодосии, связан с нею кровно, — но где эта пахучая плоть юга, это чувственное осязание его форм на его картинах? С Крыма может спасть когда-нибудь та его «оболочка зримая», его верхняя одежда, какую с таким блеском изображал К. Коровин: могут исчезнуть его виноградники, разрушиться его виллы, балконы, могут уйти бесследно те, кто сидел на этих балконах,  —  и Крыма Коровина не будет. Крым Богаевского – трагический, царственно-пустынный, героически-безмолвный, страдальный и прекрасно-умиренный надзвездным покоем неба – вечен».  К.Ф. Богаевский увидел в “Киммериан печальной области” страну суровой красоты и прекрасного пустынного покоя, где извечная мука творящей и творимой земли навсегда сопрягалась с вековыми муками человечества, творящего историю.

Творчество К.Ф. Богаевского многие исследователи делят на два периода. Первый относят к дореволюционному времени, к 1910-м годам, второй — к советскому, к 1920-1940-м годам. Но друг и   критик, внимательно следивший за развитием творчества К.Ф. Богаевского М.А. Волошин уже в 1912 году в статье «Константин Федорович Богаевский» («Аполлон»1912 г. №6) выделяет три периода.  «Первый может быть назван «Трагедией земли». Он пишет в то время землю обнаженную, тяжелую с мускулами сведенными судорогой».  Ранняя картина  художника «Древняя крепость» (1902) относится именно к этому периоду.  В  работе представлен скалистый берег с крепостной стеной, омывающийся со всех сторон бушующим морем. Передний правый угол затемнен, далее светлая полоса, а на заднем плане бескрайний горизонт, уходящий в темную мглу.   Колористически полотно решено в темной гамме с вкраплением светлых контрастов, художник отдает предпочтение   зеленому и голубовато-синему цветам. Картина написана очень пастозно, кажется, поверхность холста перегружена красочным слоем. Автор делает акцент на силе бушующей стихии. Оригинален элемент дороги внутри крепости, уводящий взгляд зрителя в невидимое пространство.

Со временем в творчестве К.Ф. Богаевского происходят изменения: он высветляет палитру, но при этом остается верен своим новаторским поискам героического в пейзаже. На его полотнах величественно предстают словно застывшие – горы, вулканы, деревья, прозрачные озера; он любит рассеянный свет утра и бледное сияние полуденных лучей. Теперь мрачная земля будто поворачивается к нему другой стороной, и изображаемые им пейзажи освещаются радужным светом солнца. Иногда мастер меняет, помимо палитры, и технику живописи – краска наносится на холст отдельными динамичными мазками, что создает впечатление движения и мерцания воздуха.  Именно так написано  позднее живописное полотно «Горный пейзаж» (б/д). Собранные в коническую фигуру скалы напоминают кратер вулкана. Из жерла вулкана извергается огненный круг солнца, источающего животворные силы. Деревья расположены кулисами, образуя как бы естественную раму,  направлением своих ветвей снова возвращают наш взгляд к солнцу – центру полотна.

Светлым колоритом отличается, пожалуй, самое знаменитое в коллекции галереи  произведение: «Тавроскифия»(1937).  Здесь, как и в большинстве живописных полотен К.Ф. Богаевского, дан собирательный образ Крыма. С моря открывается вид на величественные берега, гребни гор, которых венчают сторожевые крепости. Все размеренно, спокойно, ритмично, светлое небо, высокий  горизонт,   каменные массивы, слегка взволнованное море на первом плане.  Морские волны написаны в холодной зеленой гамме, горы выдержаны в теплых коричнево-фиолетовых тонах, а небо и горные дали в голубых и лиловых. Силуэт   парусника на волнах у пустынного берега – символ одиночества человека в этом мире.  Он да крепостные башни на вершинах гор  несколько оживляют эту пустынную землю.

Важное место в наследии К.Ф. Богаевского занимает графика. В собрании   Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского 504 произведения К.Ф. Богаевского, из них 42 -живопись, остальные — графика.  К сожалению,  графики не было в постоянной экспозиции  музея последнее время, из-за недостатка в экспозиционной площади, предпочтение отдавалось  живописи.  Рисунки К.Ф. Богаевского хранятся в большом количестве в запасниках   картинной галереи. Рассматривая, графические листы К.Ф. Богаевского, словно погружаешься в мир творческих размышлений и фантазий художника, начинаешь понимать, как создавалось то или иное живописное полотно.  В художественно-образном плане рисунки являются вполне законченными произведениями, но для автора это чаще всего подготовительный материал, своего рода сборник сюжетов и деталей, которые он использовал в написании больших живописных полотен.  Есть  акварели,  полностью  легшие в основу живописных  работ: «Тавроскифия» (1930-е гг.), «Старый город» (1930-е гг.). К.Ф. Богаевский рисовал много, в музее хранятся целые альбомы с рисунками. Как правило, это натурные зарисовки, сделанные графитным карандашом.  Создавая свои живописные полотна, он часто отталкивается от этих натурных зарисовок. В акварели «Дымами клубятся жертвенники» (1920-е гг.) художник подчиняет отдельные элементы крымского ландшафта строгой, как всегда у него, системе композиционного построения  и цветовых отношений. Его воображение переносит нас в «неведомую страну», где природа величественна и грандиозна. Мы узнаем в несколько фантастическом пейзаже знакомые очертания крымских деревьев и каменного силуэта горы Тепе – Кермен с характерными для нее оголенными склонами и плоской столообразной вершиной, которая запечатлена на одной из натурных зарисовок. Стилизуя  природные формы в картине и приводя ее цветовую гамму к задуманному условному колориту, К.Ф. Богаевский не теряет чувство меры во взаимодействии реального и  вымышленного. Но при всей близости к природе его пейзаж наполнен определенным символическим смыслом. Весь возвышенный романтический строй  картины выражает мечту художника о прекрасной, лучезарной стране, где окружение и чувства человека слиты в гармоничном единстве. Это одна из самых молитвенных  работ художника. «Земля могил, молитв и медитаций…» — писал   М.А. Волошин.

Благодаря изумительной цельности композиционной структуры и гармоничности цветовых отношений, крымские пейзажи К.Ф. Богаевского вырастают  в эпические образы природы, проникнутые эмоциональным звучанием, героическим чувством. В них ясно выражена мысль самого автора о возвышенной красоте восточного побережья Крыма, о его глубокой древности.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://feogallery.org/wp-content/uploads/2018/02/about.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 450px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}