Гравюры из фондов Феодосийской картинной галереи
Мягкий лак
Техника возникла в XVIII веке. Как эстампную технику мягкий лак стали применять во Франции в конце XVII — начале XVIII в. Наиболе активно стала применяться граверами лишь в 19—20 вв. Гравюра мягким лаком напоминает рисунок карандашом или углем и для нее характерен мягкий, живописный, зернистый штрих.
Поверхность металлической пластины при помощи тампона или валика покрывают специальным кислотоупорным лаком, в котором содержится баранье или свиное сало, придающее ему мягкость и липкость. Загрунтованную таким образом доску покрывают листом бумаги, желательно с крупной фактурой и не слишком толстой. По бумаге рисуют карандашом. При нажиме карандаша лак прилипает к обратной стороне бумаги. Затем бумага снимается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски.
После этого печатная форма подвергается травлению азотной кислотой или раствором хлорного железа. При травлении кислота действует на доску только в местах, освободившихся от лака. Получается гравюра, передающая фактуру рисунка на бумаге.
Тиражность этой техники около 300-500 экземпляров, в зависимости от фактуры бумаги и толщины штрихов.
В России технику мягкого лака описал в начале XIX в. Н. Ф. Алферов. Этой техникой пользовались в России: О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, В. Д. Фалимов, А. Г. Венецианов, А. Е. Егоров, И. А. Иванов, И. И. Теребенев, В. К. Шебуев, А. Е. Мартынов, Е. С. Кругликова; в Германии — К. Кальвиц.