К Дню Конституции Республики Крым
Недавно (в 2022 году) ушел из жизни известный петербургский художник Александр Николаевич Рычков-Галактионов. В память о нем мы представляем несколько акварелей мастера, хранящихся в ФКГА.
Александр Николаевич Рычков-Галактионов (24.04.1948 г. Воскресенск – 27.02.2022 г. Санкт-Петербург) – советский и российский график и живописец. Член Союза художников с 1980 г. Член благотворительного международного общества «Ротари клуб». Отец — Николай Андреевич Рычков (1921-1968 г.г.) известный ленинградский живописец.
С 1959 по 1966 год учился в средней художественной школе при Академии художеств. Окончил Институт имени И.Е. Репина Российской академии художеств в 1973 году, учился в мастерской книжной графики у Г.Д. Епифанова, посещал мастерскую Е.Е. Моисеенко, которого почитал за большого и непревзойденного художника. После окончания института, как многие советские художники, работал в системе заказов Художественного фонда по всему Советскому Союзу. Небольшое время был главным художником в Усть-Илимске.
Творчество А.Н. Рычкова-Галактионова можно разделить на три периода:
*кобонский – самый ранний (1970-1980 гг.) Это период реалистической живописи (название от Кобоны, место на берегу Староладожского канала Ленинградской области, где дача автора). Период автопортретов, вглядывание «в себя» для него это прежде всего поиск в себе художника, о чём говорят и другие его произведения того времени, в ожидании нового начала.
*переходный, когда он уже говорит метафизическим изобразительным языком, создает полуфигуративные образы, появляется изобразительная манера «extantion», трактуемое как «протяжение пространства». К началу 1990-х годов художник совсем отходит от академической живописной манеры, его образность стыкуется с реальной лишь на уровне распознавания фигур и предметов, в композиционные сочетания которых он облекает свои творческие мысли. «Искусство — взаимосвязь энергий». Человек-художник должен себя постичь как «модель целого» и в этом процессе постижения обрести «энергетическое понимание» с «истинным рождением духа в нас», энергия которого и есть созидательная сила творчества. «На уровне энергетизма художник становится проводником и преобразователем незримых космических энергий в формы искусства, вне дуализма материи и духа…».
*в третий период творчества он продолжил эксперименты с пространством и временем в своих картинах, в которых стремится показать суету и тщетность человеческой гонки в этом мире, прозрачность и бездонность небесных («эфирных») непознаваемых пространств, в которых вновь появляются существа с крыльями. Мастер нашел своё «Я». «Мир вокруг не интересен. Напрочь. У меня это кончилось в 1997-1998-м году… Сам предмет смертен. Мне нужно связать его с небом, с Богом», — сказал однажды Александр Николаевич.
Очевидно, сам художник пережил своеобразное изменение сознания, о котором писал в своих эссе и манифестах, стремясь донести свое слово до слушателя, а искусство — до зрителя.
В 1991 году Александр Николаевич основал Санкт-Петербургский творческий фонд «Искусство современности» и стал его президентом, участвовал в деятельности общества музыки и искусств «Аполлон», в организации выставок единомышленников в Санкт-Петербурге и за рубежом.