Ко Дню флага Крыма
Крымский полуостров своей красотой ландшафта и мягким климатом во все времена притягивал к себе людей искусства. Многие ехали в Крым на отдых и за творческим вдохновением. На протяжении XIX века в Крыму работали представители разных художественных направлений, и крымская природа нашла в их произведениях весьма
разноплановое отражение. Каждый из живописцев, работавших в Крыму, нашел в нем нечто своё, заветное и необычное. В произведениях Павла Михайловича Кондратьева (1902–1985),
представленных на выставке, мы видим виды Гурзуфа, ставшего Меккой для русских художников ХХ века благодаря К.К. Коровину, который построил там виллу, на которой собиралась творческая интеллигенция, после революции превращенную по его желанию в
Дом творчества художников.
Детство и юность Павла Михайловича Кондратьева прошли на Волге, в Рыбинске. Здесь он окончил школу, начал заниматься в изостудии Пролеткульта. Осенью 1922 года П.М.Кондратьев был принят на 2-й курс училища Штиглица (ныне знаменитая «мухинка»).
Здесь его учителем стал М.В. Матюшин — яркая, своеобразная личность. П.М. Кондратьев – один из немногих деятелей отечественного изобразительного искусства 1920–1930-х годов, «из первых рук» постигавших азы искусства сразу от трех ведущих мэтров авангарда: К.С. Малевича, П.Н. Филонова, М.В. Матюшина. У Михаила Васильевича он учился во ВХУТЕИНе (1921-1926), познавая «букву и дух» теории «расширенного смотрения». К К.С. Малевичу П.М. Кондратьев пришел в последние годы жизни Казимира Севериновича (1932-1935), став, по сути, последним его учеником. Между этими двумя фактами биографии
особую важность для него имеет третий – годы работы в Мастерской аналитического искусства (школе П.Н. Филонова) в 1925–1932 годах. П.М. Кондратьев оказался среди учеников «первого призыва», когда школа делала еще робкие шаги. Годы с П.Н. Филоновым оказались для художника определяющими. В послевоенные годы авангард вымарывается, вытравливается в угоду господствующему соцреализму. Многие художники этого времени, чтобы не убить в себе творчество, уходили в нишу книжной графики. П.М.Кондратьев – не
был исключением. В 1962 г. он был привлечён художником В. В. Стерлиговым к обсуждению его открытия — нового прибавочного элемента в искусстве. В 1963—1965 г. г.П.М. Кондратьев входил в «Старо-петергофскую школу». В это время рождается его теория живописно-пластического реализма, основанная на чашечно-купольной системе мироздания.
Отталкиваясь от натуры, передавая ее форму, цвет и ритмический рисунок – чувствуя, но не списывая, не копируя ее, – художник проецировал увиденное на бесконечность Вселенной.
Восприняв традиции русского авангарда из первых рук, П.М. Кондратьев прошел долгий путь от Ученичества до позиции Творца. В 1960-х – начале 1980-х годов П.М.Кондратьев становится признанным лидером молодого поколения живописцев, своим искусством определяя вектор дальнейшего развития художественной мысли. Первая и единственная прижизненная персональная выставка художника, состоявшаяся в ленинградском Доме писателей в 1981 году, подтвердила его реноме выдающегося мастера. На выставке представлено 8 графических работ П.М. Кондратьева из серии «Южный берег Крыма». Художник часто работал циклами, особенно в графике. Цикл, посвященный Южному берегу Крыма достаточно большой, только в фондах галереи хранится 29 работ. Все представленные работы— это пейзажные виды, написанные в Гурзуфе, одинаково датированы 1965 годом. Нет сомнения, что П.М. Кондратьев
делал их с натуры, очень точно и лаконично живописными средствами передавая своеобразие южной природы и пейзажа. Поражает малое количество используемых художником изобразительных средств и
приемов. Удивительные пейзажи создаются одними карандашными линиями, контурами, иногда штрихами. П.М. Кондратьев остался верен завету своего учителя П.Н. Филонова, пытаясь видеть «глазом знающим» в окружающем мире нечто большее, чем картинку повседневности.