Рассказ о массовой и лекционной работе в главе «Популяризация творчества Айвазовского» открывает неизвестные для большинства посетителей стороны музейной работы. Многое из описанного в книге сотрудники музеев продолжают делать и сейчас – это уже привычные и классические формы работы. Но столетие назад пропаганда искусства бала делом новым и сложным. Работа с учащимися, с отдыхающими санаториев, с пассажирами круизных лайнеров или с военнослужащими – все представляло из себя эксперимент. И на основе накопленного опыта создавался определенный стиль работы с посетителями, которому в некоторой степени следуют и в наше время.
Издание путеводителей, а потом и серьезных книг на базе музея тоже было делом незнакомым. Теперь без подобной литературы трудно представить себе работу любого музея.
Еще сто лет назад находились критики, которые не признавали заслуг Айвазовского, считали его художником посредственным, а реалистический пейзаж – устаревшим и ненужным. Н. С. Барсамов делал все, чтобы «открыть» морской пейзаж заново для самой широкой публики. Популярность галереи с годами только росла и интерес к творчеству Айвазовского не иссякнет никогда.
Н.С. Барсамов. Глава «Второе рождение галереи»
В дореволюционную пору слабо велась популяризация коллекций галереи. В ее штате не было ни экскурсоводов, ни научных работников. Продавалась листовка типа театральных программ того времени, в которой указывались наименования картин, но не было хотя бы самых общих сведений о жизни и творчестве Айвазовского, о галерее, о наиболее значительных картинах. Просветительская деятельность галереи сводилась к минимуму.
Еще при жизни Айвазовского были опубликованы автобиографические воспоминания художника в малораспространенном журнале «Русская старина». После его смерти, в 1901 году, издатель Ф. Булгаков выпустил монографию-альбом, составленную H. Н. Кузьминым по материалам автобиографии. И это все.
Правда, о творчестве Айвазовского при его жизни было написано много статей в газетах. Но они печатались далеко от Феодосии и не способствовали популяризации картинной галереи.
В 1917 году, в связи со столетием рождения мариниста, в Феодосии впервые вышла брошюра «И. К. Айвазовскому», составленная журналистом В.Д. Гейманом. Но и ее содержание было мало связано с коллекциями галереи.
Коренные перемены в популяризации галереи наступили только после Октябрьской революции. В галерею стали приходить экскурсии школьников и рабочих местных предприятий. Впервые начали работать экскурсоводы, которые сообщали сведения о жизни Айвазовского и поясняли содержание картин.
Популяризация творчества Айвазовского в Феодосии затруднялась ограниченным составом коллекций галереи. Потребовались годы собирательской работы, чтобы наступил ощутимый перелом.
Начиная с 1922 года, можно проследить неуклонный рост посещаемости галереи. По сравнению с 1922 годом в 1930 году количество посетителей выросло в шесть раз (с 4175 до 24824 человек). Чтобы облегчить им знакомство с картинами, в 1926 году в Феодосии была выпущена первая в советское время брошюра «И. К. Айвазовский и Феодосийская галерея». В ней сообщались краткие сведения об Айвазовском и галерее, был приложен каталог выставленных картин.
Брюшюра имела скромный вид, в ней не было ни одной иллюстрации, однако выглядела она опрятно, была набрана хорошим шрифтом и отпечатана на хорошей бумаге.
Мы принялись за сложное и новое для того времени дело пропаганды искусства Айвазовского. Накапливали опыт работы в постоянном общении с посетителями, запросы которых многому нас научили.
Экскурсии краснофлотцев, интерес которых к Айвазовскому был вполне естественным, органичным, побудили нас детально изучить батальные картины художника, проштудировать историю русского флота, чтобы рассказать морякам не только о живописных достоинствах, но и о содержании картин, об исторических событиях, которые запечатлел художник.
Привычное сейчас понятие — массовая музейная работа плохо вяжется с более чем скромным в те годы объемом этой работы. В первые послереволюционные годы, в 1922—1923 годах галерею в среднем посещало 14—15 человек в день. Мы остро чувствовали несоответствие затрачиваемых нами усилий и полученных результатов.
Перед нами встал основной в ту пору вопрос: как привлечь посетителей в галерею. Было ясно, что необходимо в первую очередь правильно поставить пропаганду искусства Айвазовского и хорошо обслуживать посетителей.
В 1926 году был издан первый путеводитель по галерее. Его тиража едва хватило на один год. В следующем, 1927 году мы выпустили брошюру «Феодосийская картинная галерея — очаг живописной культуры в Крыму». Она содержала сведения о картинах галереи. В течение года разошелся весь тираж и этой брошюры, так что в 1928 году была издана третья книжечка — «Художники Феодосии — И.К. Айвазовский, А.Ф. Лагорио, А.И. Фесслер, К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, М.П. Латри». Она впервые ставила вопрос об организации в Феодосии такого художественного музея, коллекции которого знакомили бы посетителей с живописью художников-феодосийцев. В брошюре рассказывалось о том, почему в экспозицию включены картины ограниченного круга художников — учеников Айвазовского и художников, чье творчество связано с изображением природы Крыма и Черного моря. Были даны шесть кратких очерков о жизни и творчестве шести феодосийских художников и дан краткий каталог их картин
Приближался 1930 год, который стал переломным в жизни галереи. В том году, тридцатом со дня смерти И.К. Айвазовского, была издана первая в советское время монография об И.К. Айвазовском. К этому времени добрая память и слава Айвазовского были в значительной степени восстановлены. Выросла картинная галерея, повысилась ее посещаемость и качество экскурсионного обслуживания.
Из года в год издавались путеводители, брошюры, фотооткрытки. В самые трудные годы, когда не было бумаги в Феодосийской типографии (1934 г.), мы выпустили путеводитель по галерее на грубой серой оберточной бумаге. И что показательно — не слышали ни одной жалобы на низкое качество бумаги и примитивное оформление путеводителя. Потребность в литературе об Айвазовском была настолько велика, что весь тираж вскоре полностью разошелся. В галерее остался только один экземпляр путеводителя 1934 года, который хранится как реликвия. Убедительнее всяких слов он свидетельствует о возросшем интересе к искусству Айвазовского и стремлении нашего народа к знаниям.
К 1930 году жизнь в Феодосии заметно изменилась. Общий подъем народного хозяйства страны сказался и на Феодосии. В городе были открыты дома отдыха, санатории. Увеличился приезд отдыхающих в летние месяцы. Ожил порт. В осенне-зимние месяцы на рейде стояло, дымя трубами, множество пароходов.
По Черному морю начали ходить наши пассажирские пароходы с советскими туристами на борту. И скоро Феодосия и галерея Айвазовского стали одним из притягательных пунктов на морском маршруте Крым — Кавказ.
Работа по приему туристов началась с трудностей. Дело в том, что почти все пассажирские пароходы заходили в Феодосию поздно вечером или ночью — с 20 до 24 часов — уходили на рассвете, в 5 часов утра.
Удивительно, как иногда живучи даже дурные традиции. В дореволюционной переписке галереи имеются письма с просьбами перенести время стоянки пароходов в Феодосийском порту на дневные часы, чтобы пассажиры могли посетить галерею Айвазовского. В первые послереволюционные годы возобновилась та же история — пароходы или обходили Феодосию или заходили в порт в ночные часы. Это очень осложняло работу галереи, так как у нас не хватало людей для обслуживания посетителей даже в дневное время. Пришлось доказывать финансовым органам и руководству, что надо пересмотреть штаты галереи, ввести дополнительные вечерние часы работы, чтобы удовлетворить все возрастающий интерес к искусству Айвазовского.
Вскоре галерея получила возможность допускать группы туристов во внеурочное время. По договоренности с капитанами пароходов нами были составлены краткие тексты для корабельных радиопередач. Пассажирам сообщалось, что по прибытии в Феодосию они могут посетить картинную галерею великого русского художника Айвазовского. Передавались сведения о галерее, о том, чем она замечательна. Такая информация усилила посещаемость галереи в вечерние часы. К нам шли не только туристы, у которых эта экскурсия была запланирована, но почти все пассажиры, а часто и команды пароходов. Группы доходили до 200 человек.
Надо было хорошо обслужить этот поток. И тут нам повезло: в галерею пришла работать экскурсоводом Александра Васильевна Павлова. Она обладала организаторским даром, легко общалась с людьми. Ко времени подхода парохода она уже была в порту со своим жезлом, к которому прикреплялась дощечка с надписью: «Экскурсия в галерею Айвазовского». Пассажиры видели Павлову с борта теплохода и, собравшись вокруг нее, направлялись в галерею.
В Феодосии в тридцатых годах была создана развитая сеть санаториев и домов отдыха. Они помещались в лучших национализированных особняках, расположенных вдоль берега моря. Самым крупным являлся санаторий «Восход», принадлежавший ВЦСПС. Было два военных, три детских санатория. В предвоенные годы Феодосия стала центром курортов восточного Крыма. В эту группу входили курорты: Планерское (Коктебель), «Крымское приморье» (Щебетовка), Судак и Старый Крым.
Все курортники Феодосийского района совершали туристические выезды в Феодосию, знакомились с историческими памятниками города, коллекциями краеведческого музея и картинной галереей Айвазовского.
Феодосия стала туристским центром на восточном берегу Крыма. Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) организовало в городе свою базу. Открылась детская туристская база. И вся эта масса людей, приезжавших в Феодосию и окрестные города, посещала галерею Айвазовского.
Популяризации галереи в значительной степени способствовала лекционная работа. Сотрудники галереи выезжали для чтения лекций во все пригородные санатории. Это усиливало приток посетителей в галерею. Для отдыхающих в Феодосии лекции читались в благоустроенном дворе галереи на воздухе в течение четырех-пяти месяцев в году. В обстановке мемориального дома художника, где на каждом камне лежит след его присутствия, сведения о его жизни и творчестве приобретали особый смысл, яркую впечатляемость и надолго запоминались. На таких лекциях обычно присутствовало не менее ста человек.
Наши сотрудники любили свою картинную галерею, им хотелось, чтобы посетителям было у нас хорошо, и они находили самые различные способы привлечения посетителей и обслуживания их.
Коллектив галереи был невелик, но тем организованнее и целеустремленнее проходила работа, хотя работать приходилось сверх всяких норм и обычного для музеев распорядка. Необычным был метод организации экскурсий, необычно число экскурсантов, приходивших ночью (150—200 человек впускались в галерею одновременно), необычен и метод их обслуживания.
В свое время И.К. Айвазовский заботился о том, чтобы в его галерее для посетителей была создана удобная для осмотра картин обстановка. В большом зале, в центре его стояли четыре длинных мягких дивана (по два спинками один к другому). По бокам к ним примыкали два дивана без спинок. Таким образом, около пятидесяти посетителей имели возможность кругового осмотра экспозиции, почти не сходя с места. Картины, находившиеся в зале, в основном, были большого размера, что делало доступным их осмотр с дальнего расстояния. Кроме диванов, стоявших в центре зала, вдоль стен вплотную стояли простые стулья, привезенные Айвазовским не то из Италии, не то с юга Франции.
Такая простая обстановка создавала своеобразный уют, и посетители, перемещаясь вдоль стен, имели возможность сесть в любом месте и рассматривать картины, не утомляясь от длительного стояния на ногах. Мы сохранили такой порядок приема посетителей.
Всего в главном зале было свыше 200 мест для сидения. Если группа превышала это число, посетители рассаживались на ступеньках лестницы, ведущей на сцену.
В сущности это не был общепринятый экскурсионный способ осмотра картин, когда небольшая группа в 20—30 человек в сопровождении экскурсовода передвигается от экспоната к экспонату. То, что было организовано в галерее Айвазовского при массовом стечении посетителей, скорее походило на лекцию, иллюстрацией к которой были подлинные произведения большого мастера, а не фотопроекции их на экране.
Люди были внимательны, в зале соблюдался полный порядок. Экскурсовод-лектор С.А. Барсамова хорошо составила доходчивый текст лекции. Он сложился после близкого общения с посетителями, изучения их запросов, среднего уровня подготовленности их. Лекции в галерее легко воспринимались и вызывали одобрение аудитории, о чем имеются сотни записей в книгах отзывов, хранящихся в архиве галереи.
В те годы мы работали еще в очень сложных условиях. Особенно это сказывалось при вечерних посещениях галереи. Электроэнергией Феодосию снабжала допотопная, дореволюционных времен электростанция. Часто напряжение в сети падало настолько, что в зале трудно было рассматривать картины. В таких случаях нормальное течение лекции полностью зависело от опыта и находчивости лектора. Иногда среди лекции свет совсем выключался, тогда в зале зажигали свечи. Это переносило людей в далекое прошлое, будто посещение галереи происходило при жизни художника. И надо отметить, что ни разу мы не заметили недовольства посетителей, все относились к неполадкам на электростанции как к явлению временному, извинительному.
Молва об этих экскурсиях обошла всех мореходных экскурсантов, пропаганда галереи велась на всех пароходах, поэтому заход их в Феодосийский порт был немыслим без посещения пассажирами галереи Айвазовского.
Помнится такой случай. Как-то ко времени прибытия очередного парохода в Феодосию над городом разыгралась страшная гроза с ливнем. Когда дождь прошел и мы собрались было разойтись по домам, зазвонил телефон. Кто-то из команды парохода сообщил, что в галерею вышла большая группа пассажиров.
Нас это заинтересовало. Чтобы пройти после ливня от порта до галереи, свыше одного километра, нужно было преодолеть серьезные «водные преграды», так как дождевая вода, выпавшая в горах, бурными потоками устремлялась к морю по городским улицам, и по крайней мере на час пешеходное движение по городу обычно бывало затруднено. Ждали мы довольно долго. И вот увидели любопытное зрелище. По улице к галерее шла большая толпа. У мужчин брюки были закатаны выше колен, а у женщин платья вымокли по пояс. Обувь они несли в руках. Это была экскурсия с парохода. Они шли к нам.
Надо ли говорить, как мы были рады гостям! Это было еще одно подтверждение возросшей популярности галереи и творчества Айвазовского.
Фотографии из фондов ФКГА
Галерея Айвазовского. Большой выставочный зал. 1926 г.
Экскурсия в картинной галерее И.К. Айвазовского. 1930 г.
Институт физических методов лечения. 1930 г.
Улица Галерейная, у подъезда ФКГА.
Экскурсия в Большом выставочном зале галереи Айвазовского в предвоенные годы.
Группа экскурсантов в Большом зале галереи до 1941 г.
В картинной галерее И.К. Айвазовского. 1940 г.
Экскурсия по залам галереи. 1945 г.