К Пушкинскому дню России
Пискарев Николай Иванович (1892 — 1959) — русский советский график, виртуозный мастер ксилографии, владевший всеми видами гравюрной техники, стоял у истоков советского полиграфического искусства. Автор концепции оформления книги массового тиража и идеи макетирования печатной продукции, внес значительный вклад в разработку типографической шрифтовой гарнитуры. Создал серию архитектурных видов Москвы и Петербурга (цветная линогравюра, офорт, 1911-1914), крымских пейзажей (акварель, гуашь, темпера).
Николай Пискарев родился в г. Бежице Брянского уезда Орловской губернии. Учился в Строгановском художественно–промышленном училище в Москве (1903-1909), закончил скульптурную мастерскую. С 1909 г. занимался в графической мастерской С.С. Голоушева при училище. В 1921 – 1930 годах преподавал на наборно-типографическом и книгопечатном отделении графического факультета ВХУТЕМАСа. Жил в Петрограде, Феодосии (1916, 1920-1921), Москве.
В Феодосии Н.И. Пискарев подружился с К.Ф. Богаевским. Ему были близки романтическая взволнованность и широта обобщений К.Ф. Богаевского. Через всю жизнь оба художника бережно пронесли дружбу и духовное единство. В 1922 г. Н.И. Пискарев оформил альбом автолитографий К.Ф. Богаевского, который имел большой успех в нашей стране и за рубежом.
Н.И. Пискарев был оригинальным иллюстратором, тонко воспринимающим литературный текст, стремящимся передать стиль эпохи, национальный колорит, достичь целостного решения всего издания. Иллюстрировал «Анну Каренину» Л.Н. Толстого для клуба редких изданий (Нью-Йорк, 1930-1932). Среди изданий, оформленных и иллюстрированных Н.И. Пискаревым: «Освобожденный Дон Кихот» А.В. Луначарского (1922), «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо (1936), «Повести Белкина» А.С. Пушкина (1937).
В «Повестях Белкина» художник показал себя прекрасным пейзажистом. Природа в разное время года и связанные с ней человеческие переживания переданы им с редким мастерством.
В 1947 году Государственное издательство детской литературы выпустило книгу «Родные поэты» с избранными стихами русских поэтов XIX века. Их портреты, иллюстрации и оформление книги выполнены Н.И. Пискаревым. Художник использовал для гравюр органическое стекло – акрилат, но не был удовлетворен таким хрупким материалом. Несмотря на это, в гравюрах, изображающих зимний пейзаж («Зима… Крестьянин, торжествуя…»), бурное море с одинокой парусной лодкой («Белеет парус одинокий»), осенний лес во время дождя и в некоторых других, Н.И. Пискарев передал состояние природы с большим мастерством и эмоциональностью.
Николай Иванович Пискарев преданно любил искусство. Он любил людей, любил природу, солнце. И поэтому так жизнерадостно в своей основе его творчество, так красиво и гармонично оно.
Н.И. Пискарев. Утро на берегу озера. 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.
Н.И. Пискарев. «Зима… Крестьянин, торжествуя…». 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.
Н.И. Пискарев. «Что, дремучий лес, призадумался?». 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.
Н.И. Пискарев. «Белеет парус одинокий». 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.
Н.И. Пискарев. «Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!». 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.
Н.И. Пискарев. «Смотри, как роща зеленеет…». 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.
Н.И. Пискарев. Утро. 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.
Н.И. Пискарев. Ледоход. 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.
Н.И. Пискарев. Белеет парус одинокий. 1947 г. Бумага, цв. гравюра на оргстекле.