Всероссийская акция «Ночь музеев»
Судак – один из самых оригинальных и удивительных уголков Крыма. Писательница Елена Криштоф отмечала его «потрясающую, какую-то внезапную красоту». Природа и история Судака всегда вызывали интерес у археологов, природоведов, виноделов, реконструкторов, и, конечно, художников.
Обнаруженные здесь археологические памятники, «немые свидетели» прошедших эпох, рассказывают нам о неандертальцах и крымских жителях эпохи неолита, о таврах и эллинах, построивших торговые гавани и акрополь, о кочевниках Эпохи Великого Переселения народов, трудолюбивых пахарях и виноградарях времен Византийской империи, кипчакских ханах и итальянских купцах-мореходах. В крепости, созданной в лучших традициях Ренессанса, когда-то гремели турецкие пушки, стоял русский гарнизон, и, наконец, крепость превратилась в живописные руины, где пасли свои стада жители соседних немецких колоний.
Изображения Судакской крепости, созданные художниками различных эпох, могут составить не один музей. В фондах Феодосийской картинной галереи хранятся десятки произведений, посвященных природе и истории Судака и его окрестностей. Очень любил этот край и К.Ф. Богаевский.
Настоящая выставка знакомит с графическими произведениями разных лет, созданными К.Ф. Богаевским в Судаке. Всего представлено 2 живописные и 13 графических работ: рисунки графитным карандашом, акварели.
Константин Федорович Богаевский – известный русский художник ХХ века, вошел в историю изобразительного искусства как выдающийся мастер пейзажной живописи и создатель жанра «исторический пейзаж». Н.К. Рерих отмечал: «Константин Богаевский – певец Крыма – дал свой неповторимый стиль». Этот стиль рождался в трудах, многолетних и мучительных поисках своего пути в искусстве. Созданию картин-фантазий предшествовала большая работа на природе: рисунки карандашом в дорожных альбомах, акварели, этюды маслом. Примером тому, являются этюд «Консульская башня в Судаке» (1903) и картина «Средневековый город». В первом случае – натурная зарисовка, во втором – обобщенный образ, сложившийся из глубоких размышлений о многовековой истории судаскской земли.
Графические произведения К.Ф, Богаевского можно разделить на несколько групп.
Первая группа – это рисунки графитным карандашом в дорожных альбомах, сделанные в 1903-1904 гг. Художник старался передать своеобразие прокаленных солнцем гор, неба и воздуха. В этом отношении трудно было бы найти лучшее место: Судак – самое солнечное место в Крыму.
Вторая группа экспонатов – акварели, исполненные в 1920-х гг. по поручению комитета по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (КрымОХРИСа). Это было время, которое справедливо называют «золотым десятилетием отечественного краеведения». Богаевский объездил весь Крым и Тамань. Для этих работ была необходима точность, поэтому он вникал в детали, делал замеры, но не ограничивался лишь точной фиксацией, а старался передать при этом и своеобразие окружающей природы. В этот период им было создано множество акварелей с натуры. Когда погода не позволяла работать на пленэре, он продолжал писать в мастерской. Эта серьезная работа, которая растянулась на годы, помогла художнику узнать родной край, сделала его знатоком крымской природы и старины.
Третья группа – рисунки в различной технике, изображающие природу, панорамные пейзажи, которые должны скорее создать общее впечатление и настроение, чем привлечь внимание к деталям. Здесь ставилась задача передать непосредственное ощущение от увиденного, раскрыть многогранность крымского пейзажа. К.Ф. Богаевский любил отправляться на этюды осенью, когда краски теряют свою резкость, природа надевает осенние уборы, выдержанные в тонких, приглушенных тонах, а воздух снова обретает изумительную прозрачность. Именно в таком духе написаны горы и долины в окрестностях Судака. Мазки ложатся свободными, большими цветовыми пятнами, создающими естественную гамму, залитой солнцем земли. Эти этюды решены в необычной для К.Ф. Богаевского широкой манере. Их композиции предельно лаконичны. Большое внимание уделялось живописности в изображении природы.
Судакские этюды сыграли важную роль в создании новых панорамных пейзажей, построенных на богатстве цветовых оттенков, живых и динамичных, написанных без оглядки на классические образцы.
К.Ф. Богаевский возвращался к древним башням Судака много раз.
Они не теряли для него своей исторической и художественной привлекательности. Ему было близко высказывание известного русского историка М. П. Погодина, посетившего Судак в 1871 году: «Во всей Европе нет развалин живописнее этих, никакие рейнские замки не сравнятся с ними».
К.Ф. Богаевский. Консульская башня в Судаке. 1903 г. Холст на картоне, масло.
К.Ф. Богаевский. Средневековый город. Холст, масло.
К.Ф. Богаевский. Судак. Две генуэзские башни на холме. 1903 г. Бумага, гр. карандаш.
К.Ф. Богаевский. Судак. Участок цитадели с двумя башнями. 1903 г. Бумага, гр. карандаш.
К.Ф. Богаевский. Судак. Башня и калитка генуэзской крепости. 1904 г. Бумага, гр. карандаш.
К.Ф. Богаевский. Судак. Вид на скалу с крепостными сооружениями. 1904 г. Бумага, гр. карандаш.
К.Ф. Богаевский. Надвратные башни Судакской крепости. 1904 г. Бумага, гр. карандаш.
К.Ф. Богаевский. Судак. 1920 г. Бумага, гр. карандаш.
К.Ф. Богаевский. Судак. Башни Гварко Ручибальдо и Джиованни Марионе. 1924 г. Бумага, акварель.
К.Ф. Богаевский. Судак. Башня Пасквале Джудичи. 1924 г. Бумага, акварель.
К.Ф. Богаевский. Судак. Башня Коррадо Чикало. 1924 г. Бумага, акварель.
К.Ф. Богаевский. Судак. Башня Лукини де Флиско. 1924 г. Бумага, акварель.
Акварель. К.Ф. Богаевский. Судак. Развалины Потемкинских казарм. 1920-е гг. Бумага, акварель.
К.Ф. Богаевский. Вид на генуэзскую крепость в Судаке. 1930 г. Бумага, акварель.
К.Ф. Богаевский. Судакская долина с горным массивом. 1930-е гг. Бумага, гр. карандаш.