К 78-летию освобождения Феодосии от немецко-фашистских захватчиков
Борис Аронович Погребецкий (1930 – 2013) – живописец, график, педагог.
Уроженец Феодосии, один из тех художников, которые начинали свой творческий путь в школе-студии Н.С. Барсамова.
Профессиональное образование он получил в Московском государственном педагогическом институте. Учился на художественно-графическом факультете. После окончания вуза возвратился в Феодосию и стал одним из первых учителей Феодосийской детской художественной школы, созданной на базе студии Н.С. Барсамова. Преподавал с 1962 по 1990 год. После ухода Н.С. Барсамова сменил его на посту директора школы (1963-1975).
Принимал участие во многих художественных выставках. Персональные выставки проходили в Феодосийском литературно-мемориальном музее А.С. Грина, Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского и две последние в Иерусалиме, где он проживал с 2002 года.
В течение жизни занимался и живописью (в том числе такой редкой ее разновидностью, как энкаустика), и керамикой, и графикой. Увлекался сложными техниками графики: монотипией, акватинтой, сухой иглой, офортом. Его графические работы отличает выразительность рисунка и композиционная цельность.
Живопись при этом играла главную роль в его творчестве. Среди работ Б.А. Погребецкого есть произведения разных жанров – натюрморты, пейзажи, картины на библейские сюжеты. Художник отдавал предпочтение городскому пейзажу и, в частности, пейзажу архитектурному. Причем его интересовала не фиксация памятников архитектуры, а обязательно особенное настроение: то его внимание привлекло вечернее освещение, то черепичная крыша в пасмурный день, то теневая сторона улицы в солнечную погоду. Его восхищала строгая, утонченная красота средневековых храмов. Любуясь силуэтами старых деревьев, он чаще всего писал их без листвы, а в натюрмортах отдавал предпочтение сухим букетам. Его картины отличаются особой живописностью, он никогда не использовал локальных цветов, краски у него образуют сплав многих различных оттенков сравнительно небольшого количества цветов.
Из воспоминаний Ирины Михайловны Погребецкой (искусствоведа, в прошлом — сотрудника Феодосийской картинной галереи), жены художника: «Это человек, для которого главное в жизни — творчество, работа. Он никогда не знает праздного отдыха, лежать на пляже для него — немыслимо. Нет никаких выходных — только работа. Любит прогулки по холмам <… > по старому городу. Отдых для него — чтение. Читает много. Хорошо знает и понимает поэзию, из любимых поэтов можно назвать И. Бродского, О. Мандельштама. Часто слушает записи классической музыки. Находясь рядом с ним в течение нескольких лет, я поняла, как счастливы люди, которые живут творчеством. Им не нужна модная одежда, изысканная еда, все их помыслы сосредоточены на духовном. Часто художники могут передать в живописи только внешние предметы. А глубины мысли в их работах нет, иногда им просто нечего сказать, так как они не являются личностями, что называется — «не накопили». Картины Погребецкого — не просто изображение какого-либо пейзажа или предметов. В них выражено мировосприятие художника, его личность, его мысли, переживания».
На выставке представлены 10 произведений Б.А. Погребецкого. В основном это — виды Феодосии, города, который Борис Аронович с детства любил и знал в нем каждый спуск, каждую улочку. Он любил уходить на Тепе-Оба: зимой любовался хрусталем, в который превратились высохшая трава и кустарники, весной — ярко-желтыми головками одуванчиков на нежно-зеленом фоне, осенью — яркими ягодами шиповника и боярышника, скумпией, считая, что так отдыхают не только глаза, но и душа. Каждая его работа — это красочная поэма о городе, в котором он родился и прожил почти всю свою жизнь. Феодосия помнит Бориса Ароновича Погребецкого, знает его творчество, гордится тем, что он наш земляк.
Б.А. Погребецкий. Церковь Стефана XIV в. 1970 г. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. У древней церкви. 1969 г. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. Дом у дороги. 1974 г. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. Феодосия. Старый дом. 1972 г. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. Крымский мотив. 1972 г. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. В архитектурном заповеднике. 1972 г. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. Феодосия. Улица Обуховой. 1979 г. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. Старый квартал. Феодосия. 1984 г. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. Дом с контрфорсами. 1972-80 гг. Холст, масло.
Б.А. Погребецкий. Старая Феодосия. 1970 г. Бумага, офорт, акватинта.