Виртуальная выставка «Янтарь и яхонт винограда» Copy

К 129-летию со дня рождения Николая Степановича Барсамова  (1892-1976) — почетного гражданина города Феодосии, исследователя творчества И.К. Айвазовского, замечательного педагога, самобытного ху­дожника и бессменного директора галереи (1923-1962).

Н.С. Барсамов как художник работал в разных жанрах. Он писал портреты, пейзажи, исторические произведения, бытовые, но чаще всего он обращался к жанру натюрморта. Один из ведущих искусствоведов Крыма Р.Г. Подуфа­лый считал его «выдающимся, едва ли не крупнейшим мастером крымского натюрморта».

Представленные на выставке произведения созданы в разное время, но их объединяет одна общая тема, на всех работах мы видим фрукты, и в каждой присутствует виноград, именно по этому принципу подбирались работы, отсюда и поэтичное название выставки: «Янтарь и яхонт винограда». Николай Степанович особенно любил писать виноград: одну или две кисти черного или белого винограда он пишет то на тарелке, то на салфетке, то прямо на столе, каждый раз по-новому обыгрывая сочетание цветов и фактуру ягод. Сколько красочных симфоний посвятил художник винограду, ему удалось передать налет, покрывающий ягоды, игру света на них, каждая виноградинка в работах Н.С. Барсамова это маленькое солнце.

Однажды, когда художник самозабвенно работал над очередной кистью винограда, его спросили: «Как же вы назовете этот свой натюрморт, ведь столько работ с виноградом уже написано?» Николай Степанович махнул рукой в сторону звучащей музыки (он любил работать, слушая классическую музыку) и сказал: «Мог же Бах назвать свое произведение «Хорошо темперированный клавир», я назову свою работу «Хорошо написанная кисть винограда»

Н. С. Барсамов обладал большим композиционным чутьем, поэтому он мог  писать один и тот же сюжет десятки раз, почти не повторяясь. Каждый раз находя новые смысловые оттенки в «тихой беседе» предметов, каждый раз выражая свое восхищение жизнью в тончайших оттенках состояния души: звонкой радости, тихой задумчивости, светлой печали.

Интересны масштабные произведения, изображающие огромные корзины фруктов «Натюрморт» (1968),  «Виноград в корзине и хрустальной вазе» (1946) и камерные натюрморты: «Персики и виноград с синей драпировкой» (1943) и «Натюрморт с черным виноградом и гранатами» (1971).

Персики, яблоки и виноград уравнены между собой своей повседневностью и собраны в тесной композиции, создающей впечатление единства, цельности и своеобразного достоинства. Плотный мазок образует благородную поверхность красочного слоя.

Среди натюрмортов 70-х годов некоторые выделяются особой лаконичностью композиции: картина может изображать одну или несколько гроздей винограда на салфетке или на скромной белой тарелке. Небольшой выбор предметов не разочаровывает: Барсамов умеет сделать их на редкость привлекательными. В натюрморте «Гроздь черного винограда и бокал с красным вином» (1973) предметы приближенны к зрителю до возможности чуть ли не осязать их, воспринимая и упругость, и аромат ягод.

Разнообразие красок, богатство даров природы в представленных на выставке произведениях, передают любовь художника к крымской земле, которую он считал родной.

 

Барсамов Н.С. Натюрморт. 1924 г.

Картон, масло

Барсамов Н.С. Натюрморт. 1968 г.

Холст, масло

Барсамов Н.С. Гроздь черного винограда и бокал с красным вином. 1973 г.

Холст на фанере, масло

Барсамов Н.С. Виноград. 1966 г.

Холст на фанере, масло

Барсамов Н.С. Натюрморт с черным виноградом и гранатами. 1971 г.

Холст на фанере, масло

Барсамов Н.С. Виноград и гранаты. 1972 г.

Холст на фанере, масло

Барсамов Н.С. Кисть винограда на голубой тарелке. 1971 г.

Холст на фанере, масло

Барсамов Н.С. Виноград и красное яблоко. 1975 г.

Холст на фанере, масло

Барсамов Н.С. Персики и виноград с синей драпировкой. 1943 г.

Холст, масло

Барсамов Н.С. Виноград в корзине и хрустальной вазе. 1946 г.

Холст, масло

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://feogallery.org/wp-content/uploads/2018/02/about.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 450px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}