Выставка произведений Н.С. Барсамова из фондов ФКГА «Освобожденная Феодосия»

К Дню Победы

9 мая – любимый праздник в Российской Федерации, так как подвиг нашего народа в самой страшной войне в истории человечества, какой была Вторая мировая война, живет в народной памяти и является предметом национальной гордости.

Коллектив Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского  так же с гордостью хранит память о героическом спасении коллекции галереи в годы Великой Отечественной войны директором Н.С. Барсамовым и главным хранителем С.А. Барсамовой.

С того часа, как в Феодосии с быстротой молнии разнеслась весть о войне, жители потеряли сон и покой. Тревога поселилась в каждой душе. Маленький город провожал на войну близких и родных, получал первые похоронки и ждал сводки информбюро. Сообщения с фронта шли неутешительные. Барсамовы, которых в городе знали все, уже получили известие о гибели сына. Но времени горевать не было. Директору галереи Н.С. Барсамову было рекомендовано подготовить к эвакуации наиболее ценные экспонаты. В конце сентября 1941 года картины, мемориальные вещи, музейная документация были упакованы силами сотрудников галереи и учеников художественной студии Н.С. Барсамова, а особо ценные экспонаты были сданы в отделение Госбанка. Немцы уже вошли в Крым и нужно было уезжать.

С трудностями эвакуации Барсамовы столкнулись еще в Феодосии: сначала не оказалось обещанной машины для перевозки ящиков в порт, потом – пропуска в порт, а затем с трудом удалось получить разрешение на погрузку всего галерейного имущества на теплоход «Калинин».

30 сентября 1941 года теплоход с галерейным имуществом в сопровождении Барсамовых вышел в открытое море и взял курс на Новороссийск. С той минуты, как картины покинули стены своего дома, опасность постоянно преследовала их: произведения могли утонуть, сгореть и т.д. Например, на рассвете при подходе к Новороссийску в небе над теплоходом появился немецкий самолет, но полотнам И.К. Айвазовского повезло: все смертоносные снаряды уже были сброшены на Новороссийский порт. Оказавшись в Новороссийске, Барсамовы должны были найти вагон, чтобы доставить ценный груз до Краснодара. Помогла   счастливая случайность: Софья Александровна Барсамова разговорилась с одним прохожим, а он оказался страстным почитателем творчества И.К. Айвазовского и к тому же инспектором Южной железной дороги по фамилии Александров. С его помощью Барсамовы смогли добыть вагон до Краснодара. Уже в Краснодаре Николай Степанович получил приказ везти картины в Сталинград, но к счастью, обстоятельства сложились так, что феодосийская коллекция отправилась в Ереван.

Чуть больше месяца продолжалось нелегкое путешествие от Краснодара до Армении. Н.С Барсамов был поражен необыкновенной оперативностью, с какой в Ереване были решены все вопросы, связанные с феодосийской галереей. В совещании приняли участие представители правительства, музейные работники, художники, среди которых был и М.С. Сарьян.

Коллекции галереи были размещены на хранение в Государственном музее изобразительных искусств Еревана. Софья Александровна была зачислена в штат, а Николай Степанович получил возможность заниматься творчеством (ведь он был талантливым художником) и воспользовался этим в полной мере.

Несмотря на относительное благополучие, находясь в глубоком тылу, Барсамовы мечтали о возвращении в Феодосию. 13 апреля 1944 года Феодосия была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Узнав об этом, Барсамовы стали хлопотать об отъезде, но выехать смогли только после 20 октября 1944 г. Покидая гостеприимный Ереван, они через газету «Коммунист» поблагодарили правительство Армении, предоставившее все условия для хранения картин и для ведения научной работы.

Путешествие из Еревана в Феодосию продолжалось три недели и, по  мнению С.А. Барсамовой, оказалась «еще труднее прежнего». «Возвращение» — так озаглавлен один из разделов книги Н.С. Барсамова «45 лет в галерее Айвазовского». В тексте есть такие строки: «По пути видели печальные следы войны. Ростов, в котором прошло мое детство, выглядел … как пожарище. Все это как бы подготавливало к тому, что ожидало нас в Крыму, и все же то, что мы увидели при въезде в Феодосию, произвело на нас очень тяжелое впечатление». Это ощущение щемящей грусти хорошо передают картины Николая Степановича Барсамова с видами послевоенной Феодосии, фоторепродукции которых представлены на нашей виртуальной выставке.

Столичный журналист Евграф Кончин, очень серьезно занимавшийся вопросами спасения музеев в годы войны, утверждал: «Феодосийская картинная галерея – из числа немногих, кому удалось вывезти не только наиболее значительные произведения, как рекомендовалось соответствующей инструкцией, но все свои художественные работы, всю музейную документацию, весь архив».

Барсамов Н.С. Броненосец «Потемкин» на Феодосийском рейде. 1941 г. Холст, масло

Барсамов Н.С. Феодосия. Берег моря. Этюд. 1944 г. Фанера, масло

Барсамов Н.С. Коричневые руины. По дороге Ереван — Феодосия. Этюд. 1944 г. Картон, масло

Барсамов Н.С. Порт в Феодосии. 1945 г. Холст, масло

Барсамов Н.С. Десант в Феодосии. 1945 г. Холст, масло

Барсамов Н.С. Курортный район Феодосии после оккупации Крыма. 1945 г. Холст, масло

Барсамов Н.С. Портовый район Феодосии после оккупации Крыма Холст, масло

Барсамов Н.С. У братской могилы. 1945 г. Холст, масло

Барсамов Н.С. Возвращение. 1946 г. Холст, масло

Барсамов Н.С. Автопортрет. 1950 г. Холст на фанере, масло

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://feogallery.org/wp-content/uploads/2018/02/about.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 450px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}