Выставка одной картины Н.С. Барсамова «Десант в Феодосии»

БАРСАМОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ (1892-1976) — художник, педагог, директор Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского (1923-1962), исследователь творчества И.К. Айвазовского, автор изданий о крымских художниках, заслуженный работник культуры Украины, почетный гражданин г. Феодосии.

Н.С. Барсамов стал активным участником событий, связанных с Великой Отечественной войной, главным из которых была героическая эвакуация картинной галереи Айвазовского в Новороссийск, Краснодар, Ереван. Произведения «Десант в Феодосии», «Враг пришел» (1942) и «Стоять насмерть!» (1945) явились откликом на потрясшие его военные события.

В новогодний вечер 1941 года Николай Степанович и Софья Александровна Барсамовы, находившиеся тогда в Ереване, куда они вывезли коллекцию Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, вернувшись домой увидели елку, украшенную газетой, в которой сообщалось: «30 декабря 1941 года наши десантники вошли и освободили город Феодосию». Газета и елка были подарком от директора Симферопольской картинной галереи Я.П. Бирзгала, который жил в эвакуации вместе с Барсамовыми.

Софья Александровна Барсамова написала в своих воспоминаниях: «Эта елка и сообщение ТАСС были большой радостью в наших наболевших сердцах. Мы знали сколько жертв было принесено для этого. Но Феодосия была свободна, укрепилась вера, что скоро вся Россия будет свободна.»

В этот же вечер Николаем Степановичем был сделан эскиз для картины «Десант в Феодосии». Н.С. Барсамов решил показать, как под прикрытием генуэзских башен ведут наступление отряды моряков. Он прекрасно знал и топографию города, и какими злыми могут быть короткие феодосийские зимы с ревущим под тяжёлыми тучами ледяным северо-восточным ветром и прибоем потемневшего моря.

Большое чутье, понимание того, как происходили события, помогло Николаю Степановичу найти не только живописное решение сюжета, но и правдиво изобразить событие. Зима. Норд-ост. Заснеженный город. Мрачное небо. Мрачно-оливковое море. Вдали корабли. Высокие генуэзские башни, под прикрытием которых высаживаются моряки, другие уже бегут с автоматами наперевес. Фигурки десантников малы, особенно на фоне моря и заснеженного города, но тем трагичнее кажется вся картина, тем сильнее ощущается мужество этой маленькой группы русских смельчаков.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://feogallery.org/wp-content/uploads/2018/02/about.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 450px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}