«Звезда первой величины». К 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского

«Звезда первой величины». К 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского

«Звезда первой величины». К 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского

XIX в. по праву называют «золотым веком» русского искусства. Он подарил нам многих выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов, музыкантов. В историю культуры этого периода внесли свой существенный вклад мастера, чье творчество было гениальным и которые по праву называются «великими». Одним из них был феодосиец Иван Константинович Айвазовский.

Творчество и дарование художника столь ярко и необычно, что на протяжении почти 200 лет привлекает к себе пристальное внимание публики, знатоков и ценителей искусства. Несмотря на то, что суждения о произведениях мастера часто бывали неоднозначными, а иногда и полярными, его отметили самые строгие и взыскательные критики, и его современники. В.В. Стасов писал о художнике: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами…».

Высокую оценку искусству И.К. Айвазовского дал художник И.Н. Крамской: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще. Между 2-3 тысячами номеров, выпущенными Айвазовским в свет, есть вещи феноменальные».

Иван Константинович Айвазовский родился 17 (29) июля 1817 г., на берегу Черного моря, в Крыму, в городе Феодосии, в купеческой армянской семье, к тому времени обедневшей. Склонность к искусству, проявлявшаяся в раннем возрасте не смотря на отсутствие бумаги и карандашей, сделала первые попытки мальчика запечатлеть явления окружающего мира публичными: он рисовал самоварным углем на выбеленных стенах своего дома. Первым обратил внимание на рисунки городской архитектор Кох. В дальнейшем в судьбе юного дарования принял участие градоначальник Феодосии Александр Казначеев, который направил его в 1830 году в Симферопольскую гимназию, а в 1833 году способствовал поступлению И.К. Айвазовского в Петербургскую Академию художеств, куда он был зачислен по представленным рисункам.

Годы обучения в Петербурге, общение с педагогами, известными художниками России того времени, во многом определили быстрое развитие дарования И.К. Айвазовского. Знакомство с выдающимися деятелями культуры К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой, И.А. Крыловым, В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным способствовало формированию у молодого художника романтического мировосприятия. Академист Айвазовский много и плодотворно работал. За участие в выставке 1836 г. он получил серебряную медаль II степени, а в следующем году – большую золотую медаль, дававшую возможность  отправиться в заграничную командировку за счет академии на 6 лет. Формально до окончания обучения у художника было еще 2 года, поэтому Совет академии отправил И.К. Айвазовского в Крым для совершенствования живописного мастерства. Здесь он написал с натуры виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи.

Эта поездка обогатила художника не только живописными впечатлениями. По приглашению командующего Черноморским флотом М.П. Лазарева он принял участие в десантных операциях у берегов Кавказа. Там И.К. Айвазовский познакомился с будущими известными флотоводцами, а в то время еще молодыми офицерами П.С. Нахимовым, В.А. Корниловым,

И.И. Истоминым.

В 1840 г. художник отправился в заграничную командировку. Первой страной, которую он посетил, была Италия, поразившая его богатством музейных собраний, обилием памятников истории и культуры и природой, пышной и южной. И.К. Айвазовский много и неустанно работал, переезжая из одного города в другой. В Неаполе он написал множество видов залива с дымящимся Везувием на втором плане. Известный английский художник Джозеф Тернер, увидев один из таких пейзажей «Неаполитанский залив в лунную ночь» 1842 г., посвятил ему восторженные стихи, которые заканчивались словами: «Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений».

И.К. Айвазовский работал в Сорренто, Амальфи, Венеции. В Риме он сблизился с А.А. Ивановым и И.В. Гоголем. В 1842 г. И.К. Айвазовский по предложению Академии художеств покинул Италию, для того, чтобы участвовать в выставке в Париже. Его картины имели успех, и он был удостоен золотой медали. Известный французский живописец О. Верне сказал: «Ваш талант прославляет Ваше отечество».

Художник побывал в Англии, Голландии, Португалии и Испании. В Голландии за экспонирование выставки своих произведений И.К. Айвазовский получил звание академика.

Осенью 1844 г. И.К. Айвазовский вернулся в Россию известным художником. Его встретили с большим почетом, он получил звание академика в Петербургской Академии художеств и звание первого живописца Морского министерства. И.К. Айвазовскому был поручен больший правительственный заказ — написать виды русских укрепленных городов-крепостей на Балтийском море, который был вскоре выполнен. Весной 1845 года художник отправился в плавание к островам Греческого архипелага в составе экспедиции под руководством адмирала Ф.П. Литке, побывал в Турции и Малой Азии. Он вернулся из путешествия с серией прекрасно выполненных карандашных рисунков, которые в дальнейшем использовал для работы над многочисленными картинами.

К середине 1840-х годов у живописца созрело решение навсегда поселиться в родном городе. Он купил большой участок земли на окраине, его первое земельное владение, и приступил к постройке собственного дома и мастерской. В этом доме и прошла вся дальнейшая жизнь художника, и именно в феодосийской мастерской была создана большая часть его картин.

К концу 1840-х годов сложился его уникальный творческий метод. Его прекрасная зрительная память и неиссякаемое воображение дали ему возможность не работать с натуры, а импровизировать. В «Автобиографии» художник так писал об этом: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным порукам и ногам… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры… Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем своей кистью».

Как правило, И.K. Айвазовский работал легко и увлеченно, он мог воплощать свои замыслы с поразительной свободой. Особенно поражало современников то, как художник создавал небольшие картины, импровизируя, без предварительных натурных подготовительных рисунков. Литератор Василий Кривенко, гостивший у художника, так описал свои впечатления: «В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим полотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремленными па оживающее полотно, художник был положительно эффектен. По легкости, видимой непринужденности, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение».

В ранние годы живописец, в основном, изображал море спокойное, умиротворенное. Он был наделен даром поэтическою мышления, и это особенно сказалось в его ночных маринах. Для художника не существовало технических препятствий, он иллюзорно точно изображал луну и эффекты лунного света — его искрящийся блеск на легкой зыби волн или ослепительно сияющую лунную дорожку на штилевой глади моря. В подобных произведениях поражает ощущение удивительного спокойствия, гармонии и вечности природы.

В том же 1846 г. И.К. Айвазовский написал ряд батальных картин, связанных с историей флота. К этим темам художник обращался на протяжении всей своей жизни и не только по долгу службы, как живописец Главного морского штаба, но и как гражданин, движимый патриотическими чувствами. Он был знаком со многими выдающимися русскими флотоводцами, знал и наблюдал флот не только в мирной обстановке. Главный морской штаб и командование флотами всегда сочувственно относились к трудам И.К. Айвазовского, всячески стремясь помочь ему в ознакомлении с морским делом. «Когда я писал виды морских сражений, — вспоминал художник, — мне давались всевозможные пособия от Адмиралтейства: чертежи кораблей, рисунки, оснастка судов, вооружение и т.д. Для предоставления мне возможности видеть полет ядра рикошетом по водной поверхности при мне в Кронштадте [были] произведены несколько выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей во время морских сражений я присутствовал на морских маневрах в Финском заливе». Позже художник принимал участие в военных маневрах в 1845, 1846 и 1851 годах.

«Каждая победа наших войск на суше и на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне». Эти слова И.К. Айвазовского во многом объясняют его стремление вновь и вновь обращаться к темам их истории флота. Он запечатлел Петра I при Красной Горке, Чесменский бой, бой в Хиосском проливе. Наваринский бой, бой брига «Меркурий» и многие-многие другие славные победы. Поэтому не удивительно то, что, когда весной 1846 года И.К. Айвазовский устроил в родном городе юбилейную выставку, сюда из Севастополя прибыли 5 военных кораблей Черноморской эскадры во главе с линкором «12 Апостолов» под командованием В.А. Корнилова. Эскадра стояла на рейде и салютовала орудийными залпами. Не удивительно и то, что много позже, в дни празднования живописцем 50-летия его творческой деятельности, в приветственной речи от Морского министерства прозвучало: «Морское ведомство гордится иметь Вас в своих списках».

В октябре 1853 года началась Крымская война. Весной 1854 года боевые действия приблизились к берегам Крыма. Турецкие, французские и английские военные корабли вели бомбардировку прибрежных городов и поселков. По понятным причинам события этой войны нашли особый отклик в душе художника. И.К. Айвазовский несколько раз посетил Севастополь, следил за развитием событий, делал зарисовки, писал акварели. В конце мая художник открыл выставку своих произведений в Севастополе, которая получила горячий прием в городе, охваченном войной. По свидетельствам современников, залы выставки с утра до вечера были заполнены солдатами, матросами, горожанами.

Очень интересны сведения, приводимые в письме мичмана Иванова, который был офицером-знаменосцем у адмирала Л.С. Нахимова: «Сегодня второй день как Айвазовский открыл выставку своих картин: двух видов Синопской битвы, двух видов битвы «Первас-Бахри» с «Владимиром» и пятая — вход «Владимира» с «Первас-Бахри» на буксире под парами в Севастополь. Перед этими картинами постоянно куча народа, в особенности из офицерства. Первая картина представляет начало Синопского сражения. <…> Вторая представляет пожар в городе и судов на рейде ночью. Эта картина так поражает, что трудно оторваться от нее. <…> Сам Айвазовский там и, вслушиваясь в толки, исправляет свои ошибки».

В своих батальных картинах И.К. Айвазовский запечатлел летопись русского военно-морского флота в тех эффектных и несколько приподнятых образах, которые были вообще свойственны его творчеству.

Наряду с батальными темами особый отклик к душе и в творчестве мастера вызвали события, связанные с борьбой народов за независимость. В 1867 г. вспыхнуло восстание на острове Крит, населявшие ею греки выступали против гурок. Русская средиземноморская эскадра перевозила семьи восставших, спасая их от турецкой расправы. Художник написал несколько картин под названием «На острове Крит», одна из лучших хранится в коллекции Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского. Когда в 90-х годах XIX века беспощадно уничтожалось армянское население в Турции, И.К. Айвазовский написал серию картин, стремясь возбудить в мире сочувствие к армянскому народу. Средства, поступившие с выставки этих картин, он передал в помощь наиболее нуждающимся армянским семьям.

60-е — 70-е годы XIX века принято считать периодом расцвета творчества художника. В этот период он создает картины, отмеченные высоким мастерством и подлинно романтическим мировосприятием. В поисках новых впечатлений и сюжетов для своих картин И.К. Айвазовский много путешествовал.

В 1868 году живописец отправился на Кавказ. Впечатления, полученные в поездке, нашли отражение во многих его картинах.

В следующем, 1869 году художник поехал в Египет; чтобы присутствовать на открытии Суэцкого канала, в результате появились картины, посвященные этому событию, а также виды Каира и пейзажи с караванами верблюдов, пирамидами и сфинксами.

В 1870 г. в связи с 50-летием открытия Антарктиды И.К. Айвазовский написал картину «Ледяные горы». Русское географическое общество отмечало большую познавательную ценность работ художника: «Русское Географическое общество давно признало Вас [Иван Константинович] выдающимся географическим деятелем, первым русским самобытным художником того моря, которое в русских летописях носит название «Русского».

В 1872 году И.К. Айвазовский отправился с выставкой своих картин в Ниццу и Флоренцию. Публика восхищалась его произведениями, газеты пестрели хвалебными отзывами. Во время пребывания художника во Флоренции ему было предложено написать свой автопортрет для галереи Питти. Такой чести удостаивались только выдающиеся мастера. Из русских до И.К. Айвазовского в Питти был помещен автопортрет О.А. Кипренского. В результате этой поездки художник был избран Почетным членом коллегии профессоров изящных искусств Флорентийской Академии.

В середине XIX века в искусстве России на смену романтизму приходит реализм, стиль с иными социально-культурными ориентирами и иной концепцией восприятия природы. И.К. Айвазовский был одним из немногих художников, сохранивших преданность идеалам романтизма до конца своей жизни, то есть до конца XIX века. Как истинный романтик, он был индивидуалистом, а его талант и мастерство позволили ему стать нонконформистом настолько, что русская демократическая критика начиная с 60-х тт. XIX века воспринимала ею как аутсайдера. Возможно, поэтому в тот период некоторые деятели русской культуры считали хорошим тоном пренебрежительно отзываться о И.К. Айвазовском и его творческой плодовитости. Однако начиная с 80-х годов и его искусство претерпевает некоторые изменения. Колорит его картин утрачивает былую яркость и контрастность, обретая множество более тонких нюансов прекрасно сгармонированных серых, голубых и бирюзовых тонов. Его произведения становятся более реалистичными по форме, но сохраняют все ту же романтически-приподнятую трактовку природы и представление о самоценности пейзажного мотива как таковою.

В последние два десятилетия своей жизни художник часто работал над холстами большого размера, создавая такие великолепные произведения как «Прибой у крымских берегов» 1892 г., «Корабль «Мария» во время шторма» 1892 г., «Остров Иския близ Неаполя» 1892 г., аллегорическое панорамное полотно «От штиля к урагану» 1895 г и настоящий шедевр собрания Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского «Среди волн» 1898 г. Величественное и восторженное изображение стихии было создано 80-летним живописцем на огромном холсте площадью почти в 12 мза 10 дней.

Бытует мнение, что И.К. Айвазовский писал только марины. Однако, будучи по натуре деятельным и энергичным человеком, он легко откликался своим искусством на события окружающего мира. Так, известно несколько его архитектурных эскизов, выполненных легко и свободно. Художник написал несколько односеансных  портретов родных и близких ему людей, в которых, не смотря на их этюдность, остро схвачен характер и передано сходство. Кисти И.K. Айвазовского также принадлежат картины на исторические и мифологические сюжеты, наиболее эффектные из них впечатляют как размером, так и композиционным решением: «Наполеон на острове Св. Елены» 1897 г., «Путешествие Посейдона по морю» 1894 г., «Встреча Венеры на Олимпе» 1895 г.

Интересны степные пейзажи, в которых дали бескрайни, как море, и жанровые сцены написаны художником с огромным вниманием к деталям. «Во время жатвы на Украине» 1897 г., «Обоз чумаков» 1862 г., «Свадьба на Украине» 1890-е гг. — в этих картинах И.К. Айвазовский предстает перед нами мастером деталей и тонких психологических нюансировок.

Особую группу произведений пока еще не очень хорошо известных широкой публике составляют картины И.К. Айвазовского на библейские темы. В своем большинстве они были написаны для армянских церквей, в которых служил старший брат художника, Габриэл, теолог,  историк, филолог в зрелом возрасте ставший ректором Эчмиадзинской духовной Академии, а затем — архиепископом. В числе этих произведений и канонически трактованные сцены из Нового Завета, и большое количество  вариаций хождения по водам.

На протяжении всей своей долгой творческой жизни И.К. Айвазовский много и плодотворно работал. Он создал около 6000 произведений, 4000 из них посвятил своей любимой теме бурь, штормов, кораблекрушений. Его побуждала к творчеству мысль о том, что лучшие картины еще не созданы. Удивительным было отношение художника к собственной славе, отвечая на приветствия пришедших на открытие одной из своих выставок, он сказал: «Если Бог даровал мне толику таланта, то остальное я приобрел неустанным трудом». С творческой деятельностью И. К. Айвазовского связано становление и развитие жанра морского пейзажа в искусстве России. Он был и до сих пор остается непревзойдённым маринистом. Его живописные и композиционные приемы одновременно и просты и сложны. Есть художники, подражающие ему, но до сих пор никто не смог превзойти его мастерство или создать произведения его уровня.

Его творчество с восторгом принимала публика столиц и центров культуры старого и нового света. Ему рукоплескали Амстердам, Берлин, Вашингтон, Лондон, Париж, Константинополь, Мюнхен. Флоренция, Рим, Москва, Петербург, Нью-Йорк, Чикаго и многие другие города. В 90-х годах XIX века И.К. Айвазовский, как в пору своей молодости, много и напряженно работал. «Чувствуя в последние годы особый прилив сил. я всё время отдаю творчеству, не отвлекаясь ничем посторонним,» — сообщал живописец своему биографу.

Жизнь художника оборвалась внезапно, в ночь на 2 мая 1900 года И.K. Айвазовскому было почти 83, он был полон новых идей и творческих планов, готовил картины для выставки в Италии, сам намеревался отправиться туда на ее открытие…

И.К. Айвазовский был похоронен в родном городе в ограде средневековой армянской церкви Св. Сергия. На месте его захоронения стоит мраморное надгробие в форме саркофага, с одной стороны которого высечены строки из стихотворения средневекового армянского поэта: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». Действительно, память об этом удивительном человеке до сих пор живет в его родном городе в легендах и в устных преданиях. Его помнят не только как гениального художника, но и как Почетного гражданина, сделавшего многое для развития Феодосии и региона в целом. И.К. Айвазовский открыл здесь школу и библиотеку, построил

археологический музей и выставочный зал, ставший       третьей на территории России публичной картинной галереей. В дальнейшем выставочный зал со своими картинами в нем он завещал городу. Во многом благодаря хлопотам художника в Феодосию была проведена железная дорога и реконструирован морской порт. А когда одной из главных проблем города стала острая нехватка питьевой воды, живописец подарил горожанам воду одного из своих источников. Он был действительно добрым гением этих мест, радетелем о благе сограждан и о развитии региона.

Искусство маэстро было частью общеевропейского культурного процесса, он был не только прекрасным художником, он имел смелость бороться за свои идеи и убеждения, не боялся быть нонконформистом и аутсайдером, его творчество никогда не было «флюгерным». Стихией его живописи был свет, а единственной константой его пейзажей были постоянные изменения в природе.

И.К. Айвазовский был отмечен истинным блеском таланта, ему было свойственно умение видеть прекрасное вокруг, в его картинах зрители восхищались тем, на что в природе могли смотреть равнодушным взглядом.

Сегодня, когда от времени, в котором жил и работал И.К. Айвазовский, нас отделяет, почти два века, его творчество по-прежнему увлекает публику. В его картинах живут не только крики чаек, шум прибоя и шелест парусов, в них — биение сердца художника, напряженный импульс его мысли и мятежный дух романтизма.

 

Т.В. Гайдук

Кандидат исторических наук

Заслуженный деятель культуры

Автономной Республики Крым

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://feogallery.org/wp-content/uploads/2018/02/0_169685_20ffafa4_XXXL.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 450px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}